Живая история театра
В библиотеку им. В.Г.Белинского (г. Екатеринбург) поступили новые книги – о театре.
Мацкявичюс Г. Преодоление. – М.: РИПОЛ классик, 2010. – 542 с.
2314998-КХ
2323132-КХ
«Я часто спрашиваю себя, почему мы, режиссеры, так безоговорочно привязаны к театру? Почему мы, проклиная его за всю грязь, которую он порождает в своих буднях, рабски служим ему всю свою жизнь? Наверное, потому, что нам, каждодневно пытающимся создать чудо искусства, иногда удаётся увидеть это чудо».
Гедрюс Мацкявичюс
Гедрюс Мацкявичюс — создатель уникального явления, известного как «Театр пластической драмы”, и положившего начало целому направлению в сценическом искусстве. Это тот театр, про который Альфред Шнитке писал: «Удивительный, совершенно оригинальный театр с очень большими перспективами для рождения новой ветви музыкального театра, где нет профанирующего смысла слова, а есть не искаженная речью эмоция и мысль».
«…Нельзя репетировать впечатление от прочитанного и уж тем более – пытаться передать зрителю это впечатление. Когда нет прочной драматургической основы, каркаса, который удерживает структуру спектакля, получаются «кружева ни о чём». Гедрюс, выстраивая драматургию, вычленял ситуацию в момент её пика – когда наступал момент тишины. Затем находил следующую пиковую ситуацию. В нашем театре сюжет состоял из пиковых ситуаций, из кульминаций событий».
Владимир Ананьев
В книгу вошли неизданные при жизни воспоминания знаменитого режиссера, подробный рассказ о работе над главными постановками, открывающий ряд профессиональных секретов. Мацкявичюс рассказывает о «Преодолении» (постановке по произведениям Микеланджело), о спектаклях «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» Пабло Неруды, «Красный конь» по мотивам живописи конца XIX — начала XX века, «Желтый звук», совместно с Альфредом Шнитке и многих других спектаклях в жанре пластической драмы.
Первую часть книги написал сын Гедрюса, Эрнест Мацкявичюс – известный тележурналист, ведущий программы «Вести” на телеканале «Россия”. В книгу также вошли воспоминания людей, вместе с Гедрюсом Мацкявичусом создававших «Театр пластической драмы” и новую школу, а также ряд рецензий.
«Уникальность Театра пластической драмы, — пишет Владимир Анавьев, — заключалась в том, что он вобрал в себя разные жанры: драму, балет, танец, акробатику, но так называемый синтез не был самоцелью, всё, что происходило на сцене – каждый шаг, каждое движение, тишина, звучание музыки, — было драматически обосновано. Человек, незнакомый с нашим театром, мог бы задать резонный, с его точки зрения, вопрос: если театр концептуально отказывается от слова, то зачем ставить спектакли по мотивам поэзии Шекспира, Блока, Бальмонта? Поэзия, если это настоящая поэзия, говорил Гедрюс, не рождается «просто так», каждое слово в стихотворении подобрано автором максимально точно, потому что за словом, метафорой, ритмом стоит конкретное переживание, за переживанием – событие, цепь событий, складывающихся в сюжет. Умению читать поэзию и прозу, вернее, вчитываться в неё, препарировать текст, по крупицам извлекать из него драматургию Гедрюс учился у Марии Осиповны Кнебель.
Гедрюс обладал двумя важными качествами, приносящими успех: колоссальным чутьем и лидерским началом. Он из тех личностей, которые влияют на ход истории. Ведь театр, если воспринимать его как весь мир, тоже история».
Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/7447529/
Бесплатно почитать её же – в библиотеке им В.Г. Белинского (по адресу г.Екатеринбург, Белинского, 15)
Верник Э. Г. Мой радиотеатр. Воспоминания. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 243 с.
2307798-КХ
Эмиль Верник — главный режиссер литературно-драматического вещания Всесоюзного радио, сегодня – педагог школы-студии МХАТ.
«С середины прошлого века, — говорится в издательской аннотации к этой книге, — каждая городская квартира на огромных просторах СССР была оснащена радиоточкой. По трем программам передавались новости, концерты «по заявкам радиослушателей», шли производственные, детские, литературные и научные передачи, транслировались театральные спектакли и классическая музыка. Именно потому имена радиоведущих, дикторов, чтецов, радиорежиссеров запечатлевались в сознании миллионов людей, становясь частью их жизни. И сам Эмиль Верник, и те, о ком он вспоминает, стали достоянием коллективной памяти нескольких поколений».
«Мой радиотеатр» – это книга воспоминаний в трёх действиях, текст которой Эмиль Григорьевч «наговорил» на магнитофон, благодаря чему в ней так хорошо сохранилась интонация самого рассказчика.
Киновед и журналист Наталья Галаджева, которая впоследствии стала составителем и редактором этой книги, на момент знакомства с Эмилем Верником о его режиссёрской работе на радио не знала почти ничего. «…Я стала перебирать в памяти, что я слышала из спектаклей его радиотеатра в детстве и юности. Потом, слушая диски с записями его работ, я как бы заново открыла для себя увлекательный, ни на какой другой не похожий мир. В шестидесятых-семидесятых годах XX века, по разным обстоятельствам моей жизни, радио включалось спонтанно, иногда посреди эфира, и зачастую название и создатели радиоспектаклей оставались, что называется, за кадром. Но, как ни странно, даже такое усеченное действо приковывало к себе, заставляло слушать неотрывно. И многие прослушанные на дисках спектакли я узнавала по тем, давним, слышанным в детстве и юности отрывкам».
Наталья Гладжева в своём предисловии к книге пишет, что Эмиль Верник – человек влюблённый, и что на протяжении тех двух лет, что она приходила в его дом на проспекте Мира, эту влюблённость она чувствовала во всём: «Владимир Войнович написал, что любовь – «чувство творческое». Это определение подходит Эмилю Григорьевичу в точности. Для него «творческое чувство» равноценно «творчеству». А «творчество» есть процесс».
«Сейчас, принявшись за воспоминания, я с трудом верю, что на дворе XXI век. Отчётливо помню Харьков 1930-х, эвакуацию; Саратов, куда я приехал в театральный институт; Москву, занятия в ГИТИСе… Ещё мальчишкой в Харькове я был как-то особенно влюблён в театральное действо, в лицедейство. В Москве я стал актёром, потом режиссером и даже главным режиссером на радио.
За годы работы я знакомился с интереснейшими людьми: писателями, режиссерами, актерами разных театров, разных поколений, с космонавтами, учеными, медиками, — и всё это наталкивало на мысль, что когда-нибудь, может, надо будет обо всё этом рассказать. Но не до того было. И вообще, я никогда не любил писать – больше любил рассказывать. Однако рассказывать ведь нужно кому-то. И когда мой сын Вадим познакомил меня с журналистом Натальей Галаджевой, как-то само собой родилось желание наговорить на магнитофон про все периоды моей жизни. Всё, как это было. Как начинал работать на радио. Как потом стал режиссером, приглашал многих актёров. Как возникла, по определению Табакова, «радиотруппа Эмиля Верника».
Многое уже позабылось. Да мне и не хотелось строить биографию последовательно, от года к году, от периода к периоду. Я рассказывал об эпизодах, всплывавших в памяти в конкретный день и час, потом возвращался к ним, развивал их. Я понимаю, что в таком способе рассказа есть определенная трудность – отсутствие последовательности. Но у меня, вообще, так и в жизни происходит.
Мне просто хотелось поделиться возможностью, которую подарила мне жизнь. Не надо рассчитывать на обстоятельный, подробный рассказ о моей жизни. Это только эпизоды, некоторые встречи, отдельные работы.
Я уже не занимаюсь так активно, как прежде, записями на радио. Преподаю в Школе-студии МХАТ: веду курс «Актёр у микрофона». И я решил, что, пожалуй, стоит тряхнуть стариной. Хотя, может быть, поздно? Может быть, стоило начать это дело раньше? Но сложилось так, как сложилось».
Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5529347/
Бесплатно почитать её же – в библиотеке им В.Г. Белинского (по адресу г.Екатеринбург, Белинского, 15)
Кузнецова Т. А. Хроники Большого балета. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 335 с.
2323170-КХ
«Хроники Большого балета» – это документальная летопись главных событий жизни знаменитой труппы, написанная балетным обозревателем «Коммерсанта» Татьяной Кузнецовой на основе ее рецензий, фрагментов интервью, репортажей и личных наблюдений.
Книга разбита на семь глав, в общей сложности охватывающих 45 лет жизни Большого театра: с 1964 по 2009 гг. Как пишет издательство «Рипол Классик», это семь глав скандалов и триумфов, административных переворотов и творческих потрясений, интриг и искусства.
«…Вот тут-то и определилась роль обозревателя Кузнецовой и её профессиональная судьба – судьба критика переломной эпохи.
В более общем плане можно сказать, что кончилось время критики без критики, бездумно апологетической, описательной и простодушно эмоциональной, и наступило время критики думающей, интеллектуальной, аналитической, достаточно жёсткой, нередко насмешливой и всегда страстной.
Таков стиль критического творчества Татьяны Кузнецовой, таково назначение её статей, губивших ложные репутации, поддерживавших смелые предприятия, напутствовавших ещё безвестных.
Собранные вместе, они дают представление о том, чем жил и как развивался наш балетный театр на протяжении последних пятнадцати лет, и о том, какие надежды и какие разочарования, какие радостные и какие злые эмоции наполняли душу, сердце и ум самой Татьяны.
Её роль – балетный хроникер, сфера занятий – хроника быстротекущей балетной жизни. А её продукция – статья-однодневка, статья-фельетон, если использовать это понятие в старинном и точном смысле. То, что читают за завтраком утром, может быть, пересказывают сослуживцам днём, а к вечеру забывают. Недолгая жизнь, недолгая слава, поэтому когда-то говорили о бабочках газетного фельетона. Но вот листаешь этот альбом бабочек-однодневок, этот гербарий полуистлевших листиков и полузасохших цветов – и испытываешь ни с чем не сравнимое чувство. Как будто читаешь старые, почти забытые письма. Как будто прошлое разговаривает с тобой, как будто прошлое не умирает. Запечатленное волнение – вот что такое хорошо написанный фельетон, и это волнение нам передаётся со страниц книги. А в результате хроника оказывается книгой воспоминаний».
Вадим Гаевский
Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5628342/
Бесплатно почитать её же – в библиотеке им В.Г. Белинского (по адресу г.Екатеринбург, Белинского, 15)
Батракова С. П. Театр-Мир и Мир-Театр. Творческий метод художника XX века. Драма о драме. – М.: Памятники исторической мысли, 2010. – 261 с.
2319610-КХ
«В театре самое главное – не сцена, не красота и удобство театрального здания, не занавес, не хорошая труппа и даже не режиссёр, а неодолимая потребность актёра выступать перед зрителем, даже если не с кем и не в чем, негде и не ко времени, даже когда нет голоса или нет рук.
В театре актеры рассказывают, показывая. Их надо не только слышать, но и видеть. Древнегреческое понятие «феотрон», и ли «театрон», что значит «театр», или в точном переводе – «то, что смотрят, орудие созерцания». То, что происходило на сцене театра, не только когда-то уже случилось, но как бы случается и сейчас. Театр живёт настоящим, и актёр, становясь, скажем, царём Эдипом, каждый раз заново совершает чудо оживления мифа.
Чудесное и лукавое лицедейство сквозит в театральных «как бы», «будто бы», «словно», предопределяя лёгкость подмены персонажа – актёром, прошлого или будущего – настоящим, воображаемого – реальным. Иначе говоря, театр – это всегда игра. Именно здесь, в царстве живого актёра, она проявляется открыто – как игра в жизнь, как жизнь «понарошку», как жизнь, ставшая зрелищем».
В этой монографии исследуется особая роль театра (театральности) и игры в сложении творческого метода художника XX века, а также связь процессов, происходивших в живописи и в искусстве вообще, с необходимостью и неизбежностью становления неклассической картины мира.
«»Мир – Театр» – в этой старой метафоре затаен и восторг (ведь театр – всегда праздник, праздник победы над серыми буднями), и испуг, даже горечь, порожденные мыслью о том, что вся культура и вся жизнь человеческая – лишь спектаколь, отчаянная игра, заслоняющая чёрную бездну Ничто.
Однако театральность, спасительная театральность, подобно шуту-Арлекину, даже напоминая об инфернальных силах ада, сулит вечное возрождение к жизни.
Культура – игра? Да, можно сказать – великая игра, которую ведёт, умирая и возрождаясь, дух человеческий, и в этой игре человек не может быть ни «нехваткой», ни «отверстой рано», а его самое большое желание – творить – никогда не останется неудовлетворенным.
Мир – театр? Да, «театр духу», несущий в себе зерно дионисийского дара вечно возрождаться к жизни. Удивительное безумие смертного человека».
Бесплатно почитать эту книгу можно в библиотеке им В.Г. Белинского (по адресу г.Екатеринбург, Белинского, 15)
Театр как социологический феномен. – СПб.: Алетейя, 2009. – 520 с.
Б2335405-КХ
Книга «Театр как социологический феномен» знакомит читателя с социологическими исследованиями театра, развернувшимися в России в период застоя и последующего периода начавшихся реформ. В книгу включены статьи авторов, специализирующихся по социологической проблематике и представляющих различные научные коллективы.
Во многих статьях обсуждаются методологические, теоретические и методические аспекты социологических исследований театра, затрагиваются вопросы междисциплинарного сотрудничества при изучении театра и его аудитории, а также исторические аспекты функционирования театра и связанные с этим процессы его массовой рецепции. Предметом осмысления в них являются такие вопросы, как: степень приобщенности населения к разным видам искусства и в частности к театру, демографические, социальные, урабанизационные, социально-психологические и другие факторы посещаемости театра, театр в структуре свободного времени населения, структура театральной аудитории, взаимодействие в городской культуре традиционных и технических видов искусства, специфика восприятия и воздействия театра, театр как социальный институт, место театра как средства коммуникации в городской культуре, потребности и запросы детской, подростковой и молодежной аудитории.
«Осуществляя отбор текстов и готовя это издание, ответственный редактор исходил из необходимости познакомить читателя нового поколения с теми работами, которые или сохраняют свою актуальность по сей день, или могут служить превосходными источниками, позволяющими воссоздать историю взаимодействия в отечественной культуре видов искусства и массовой публики. Можно с полной уверенностью утверждать, что выводы исследователей о взаимоотношениях театра и публики, сделанные применительно ко второй половины 20 века, оказываются репрезентативными для характеристики той общей ситуации, что сложилась в этот период во всех видах искусства и отражала ситуацию в культуре в целом. Этот вывод и позволят организатору этого издания быть уверенным в его востребованности и актуальности».
Н. А. Хренов, ответственный редактор
Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4344964/
Бесплатно почитать её же – в библиотеке им В.Г. Белинского (по адресу г.Екатеринбург, Белинского, 15)
Тарасов Б. Как создавалась легенда: тайна Галины Улановой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 283 с.
М2311996-КХ
Выпуск этой книги, случившийся в 2010 году, был приурочен к 100-летию со дня рождения балерины. К этому времени о творчестве Галины Улановой уже были написаны десятки книг и статей, а все лестные и хвалебные высказывания известных людей растиражированы в миллионах экземпляров. Каждая её партия была описана восторженными современниками и библиографами подробно и детально.
Поэтому, по словам автора, в этой книге нет анализа исполненных балериной ролей и описания спектаклей с её участием. Задачей его было другое – не переписывать в стотысячный раз дифирамбы, а попытаться честно и непредвзято проследить весь жизненный путь Улановой: «Не «сотворяя кумира», не выжимая из свидетельств очевидцев и критических статей только то, что работает на образ «обыкновенной богини», и не тасуя при этом факты, как колоды карт».
События жизни Галины Улановой в книге следуют в хронологической последовательности: детство и учёба в хореографическом училище, работа в Ленинграде, годы войны, московский период. Отдельные главы посвящены гастрольной деятельности Улановой, несыгранным ролям, работе педагога, личной жизни.
В приложениях – высказывания балерины о творчестве и о жизни, её репертуар, награды, списки партнёров и учеников, стихи, ей посвящённые.
Среди иллюстративного материала есть редкие, не публиковавшиеся ранее фотографии из архивов автора и музея Мариинского театра.
Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5493442/
Бесплатно почитать её же – в библиотеке им В.Г. Белинского (по адресу г.Екатеринбург, Белинского, 15)
Рецептер В. Э. На Фонтанке водку пил… – М.: АСТ; Астрель, 2011. – 701 с.
2322636-КХ
От издателя: «Какие они, кумиры? Что происходит в театрально закулисье? Успехи и провалы, амбиции и подозрения, страсти и интриги – всё как в жизни, но только более ёмко и выпукло, ведь это – театр. Творческая биография Владимира Рецептера много лет была связана с петербургским БДТ и его создателем Г.А.Товстоноговым. Это книга о театре и об актерах, чьи имена вызывают и восхищение, и живейший интерес.
В книгу вошли все жанры прозы Владимира Рецептера — роман «Жизнь и приключения артистов БДТ», повесть «Булгаковиада» и рассказ «У меня в ушах бананы…».
Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5798002/
Бесплатно почитать её же – в библиотеке им В.Г. Белинского (по адресу г.Екатеринбург, Белинского, 15)