Как читать книги

В библиотеку им. В.Г.Белинского (г. Екатеринбург) поступила новая книга.


Адлер, М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 344 с.
Б2340919-КХ

«…Первым подарком судьбы был мой коллега по курсу, поэт Марк Ван Дорен. Он вел дискуссии о поэзии, а я — об истории, науке и философии. Ван Дорен был на несколько лет старше меня, вероятно, честнее, и лучше умел читать. Мне пришлось сравнивать его манеру преподавания со своей, и врать себе я просто не мог. Чтобы понять книгу, я читал не ее, а о ней.

Я задавал вопросы, которые мог сформулировать кто угодно, не читая книгу — любой, кто перелопатил тонны дополнительных материалов, созданных специально для тех, кто не смог или не захотел читать. И наоборот, его вопросы рождались из содержания книги. Казалось, между ним и автором уже завязались доверительные отношения. Каждая книга представляла для него целый мир, бесконечный простор для исследования, и горе тому студенту, что отвечал на вопросы так, словно вместо путешествия туда лишь прочел путеводитель. Различие было слишком очевидным и невыносимым для меня. Оно ни на миг не давало забыть, что я не умею читать.

Спустя год в роли преподавателя я избавился от иллюзии о своей начитанности. С тех пор я учил студентов читать, шесть лет в Колумбийском университете с Марком Ван Дореном и еще десять лет в Чикагском университете вместе с президентом Робертом М. Хатчинсом. Полагаю, что за эти годы я постепенно научился читать лучше. Я перестал заниматься самообманом или считать себя специалистом. Почему? Из года в год читая одни и те же книги, я каждый раз обнаруживал то же, что и в первый раз: книга казалась мне абсолютно новой. Перечитывая очередную книгу, я говорил себе, что наконец отлично все усвоил, но с каждым последующим прочтением находил неверно понятые места. После нескольких повторений даже самый отсталый человек поймет, что не умеет как следует читать. Конечно, дело мастера боится, но в искусстве чтения, как и в любом другом, для реализации этой пословицы нужно больше практики, чем кажется изначально».
Мортимер Адлер

Мортимер Адлер – американский философ, редактор и преподаватель, председатель редакционного совета энциклопедии «Британника», посвятивший книгам всю свою жизнь.
Работая над этой книгой, он опирался в первую очередь на собственный двадцатилетний опыт чтения и обсуждения великих произведений литературы – в Колумбийском и Чикагском университетах, в колледже Сент-Джон в Аннаполисе, а также в работе с многочисленными группами обучения чтению для взрослых.

«Это книга для читателей, которые не умеют читать» – говорит Адлер в первом же абзаце своей книги и поясняет, что у слова «чтение» существует множество смыслов и интерпретаций, а потому ничего противоречивого в таком определении книги нет:
«Те, кто прочел эти строки, безусловно, умеет читать в определённом понимании этого слова. Вы, наверное, уже догадались, что я имею в виду. Книга адресована тем, кто умеет читать только в одном из значений слова «чтение». Существует множество видов чтения и уровней способностей к нему. Поэтому, если мы скажем, что книга предназначена для читателей, которые хотят читать лучше или по-новому, то противоречия в этом не будет».

Объяснив, почему людям часто только кажется, что они умеют читать, автор излагает правила, которые должны помочь научиться делать это «по-настоящему», активно.
Адлер говорит о пагубности поверхностного чтения, которое не дает понимания литературы, и рассказывает о способах чтения и о приемах работы с текстом.
Эта книга — о философии правильного чтения. Здесь нет конкретных примеров эффективного чтения – книга скорее о стратегии правильного подхода к восприятию книг в целом, без детального разбора приемов.

«Целью данной книги, — говорит Адлер, — является развитие способностей, которые нужны человеку при чтении любой литературы. Эти способности не просто полезны – они необходимы для чтения великих книг, никогда не теряющих своей актуальности. Хотя «сиюминутно популярные» книги, журналы и газеты можно читать и не обладая эти умением, развитый навык позволяет усваивать даже такие тексты быстрее, точнее и внимательнее. Искусство аналитического, интерпретирующего и критического чтения необходимо лишь тогда, когда в процессе знакомства с книгой мы начинаем понимать то, что раньше было недоступно. Такое ощущение имеет прямое отношение к тем немногим книгам, которые можно с пользой перечитывать снова и снова. Это великие книги – и правила чтения, изложенные здесь, относятся прежде всего к ним».

Книга впервые была издана в 1940 году; повторно в прежнем виде, но с новым предисловием, вышла в 1966-м, после чего последовало переработанное издание 1972 года. Она считается классическим трудом по психологии чтения.
В данное издание включен также список «Великих книг Западного мира» — перечень книг, распределённых на четыре основные группы: художественная литература (поэзия, проза и дроама); история и социология; естественные науки и математика; философия и богословие. Также в приложении можно найти список под названием «преддверие великих книг», в который вошли литературные шедевры малых форм.

«…Скользя взглядом по «контенту», выхватывая фрагменты мыслей и идей, мы считаем, что нашли истину, но, увы, это всего лишь «гуляющий ветер», влетающий в одно ухо и вылетающий в другое. И, как мираж, тает глубина познания. Мы не достигаем «потолка» в чтении великих книг, зачастую даже самим себе не можем сказать: я научился читать, я научился понимать, я вижу душу писателя, которые донёс до меня свой мир, свои переживания, свой опыт.
Адлер создал методологию для желающих «играть в теннис» с книжными мирами, пособие по определению общей стратегии и наработке правил, которыми необходимо руководствоваться при чтении книги, чтобы выработать «гормон внимания» и чистоты восприятия, получать удовольствие от постижения искусства чтения.

Чтение – средство коммуникации: книга помогает установить между автором и читателем диалог, наплавляющий, как говорил Сократ, в поисках истины. А истина всегда убегает, и её постоянно приходится искать и догонять, впитывая опыт предков и нарабатывая собственный. Не понимая написанного, не ощущая корней мировоззрения автора, не преломляя содержание книги в своём сознании, читатель не сможет в полной мере оценить глубину произведения.

Труд Мортимера Адлера – не только учение о том, как надо читать книги, но и своеобразные регламент восприятия информации, которую мы должны пропустить через себя.

Это размышления о прошлом и настоящем, о том, как целесообразно общаться с книгой. Нет никакой дидактики в его воспоминаниях о курсах по чтению великих книг Джона Эрскина и диалогах о прочитанном, которые закрепляют вместе преподавателем истину прошлого и настоящего. Но есть желание повторить этот путь».
Доктор экономических наук, профессор Б. С. Есенькин

Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5933682/

Ознакомиться с некоторыми главами — на сайте издателя: http://mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/HowtoReadaBook

А бесплатно почитать её же – в библиотеке им В.Г. Белинского (по адресу г.Екатеринбург, Белинского, 15)

Комментарии закрыты.