Военные реконструкции в Екатеринбурге
С военно-историческим клубом «Горный щит» я познакомилась с год назад, когда думала, как и о чем делать выставку к юбилею Отечественной войны 1812 года. На вопрос о том, всерьез или игра — военные реконструкции, мне ответили анекдотическим рассказом: у одного из участников недавней реконструкции Бородинской битвы загорелась сумка с патронами, сукно мундира защитило от сильных ожогов, но мужчина попал в больницу Склифосовского. Там-то на вопрос, где он получил ожоги, он ответил: «Ранен при Бородино». Так что раны — это всерьез, да и знание военной истории и быта — тоже всерьез.
15 ноября откроется в Библиотеке им. В. Г. Белинского выставка «Россия в 1812 году», и публикуемая запись беседы Лады Слободяник и председателя клуба «Горный щит» Александра Емельянова познакомит с работой клуба.
Отечественная война 1812 года: понять и почувствовать
— Александр Вячеславович, как работа вашего клуба связана с Отечественной войной 1812 года?
— В конце 80-х тема наполеоновских войн стала стержневой во всем военно-историческом движении – именно по ней стали создаваться клубы в Москве, в Ленинграде и вообще по всему бывшему Союзу. И наш клуб не явился исключением. Мы организовали униформированную группу «Екатеринбургский пехотный полк», стали шить форму, заниматься военно-исторической реконструкцией, ездить на фестивали. Члены клуба выпустили свои первые книги, одной из них стало знаменитое издание «Екатеринбург в мундире» В. Н. Земцова и В. А. Ляпина, труд, охватывающий довольно обширный исторический период. Затем были поездки в Бородино, Корсику, Аустерлиц. И хотя в последнее время мы стали активно разрабатывать другие исторические эпохи, 1812 год остаётся для нас одной из главных тем.
— Какие мероприятия к юбилею Отечественной войны вы сделали?
— У нас запланировано несколько выставок, часть уже открылась – это выставки в партнерстве с Музеем истории города Екатеринбурга, с Областным краеведческим музеем, с Музеем писателей Урала, часть еще готовится к открытию. В них мы активно участвуем, предоставляем экспонаты, консультируем. Более того, начиная с прошлого года, мы уже провели более десятка выступлений, посвященных 1812 году: выступали в Областной библиотеке для детей и юношества, в духовно-просветительском центре «Патриаршее подворье», Музее ВДВ, ездили к школьникам в Сысерть, маршировали на Днях городов Невьянска и Екатеринбурга. Так или иначе, мы постоянно выступаем на публике, в СМИ, ведем просветительскую работу, рассказываем о 1812 годе, о реконструкции и о клубе.
В конце сентября ездили в Курган на премьеру документального фильма местного режиссёра Александра Голубкина «На краю судьбы», посвящённого Отечественной войне 1812 года. В фильме участвовали некоторые члены нашего клуба, попробовав, таким образом, себя в новом качестве.
Еще мы заявляли военно-исторический парад по Екатеринбургу. Когда отмечалось столетие Отечественной войны, Оровайский полк, стоявший в нашем городе, торжественно прошел от памятника Александру II, то есть, от площади 1905-го года, до усадьбы Расторгуева-Харитонова. Вот и мы планировали пройти в форме солдат 1812 года по тому же пути так, как это произошло 100 лет назад. Мы бы хотели, чтобы наши сограждане, прежде всего молодые, смогли посмотреть на ту униформу, в которой сражались их предки под Бородино, и вспомнить об этом замечательном событии. Но из-за слишком плотного графика мероприятие не успеем провести, и оно пройдёт уже в следующем году к юбилею Дома Романовых или Битвы народов.
Кроме того, у нас есть еще идея открытия мемориальной доски императору Александру I. В 1824 году он на три дня приезжал в Екатеринбург, посетил Гранильную фабрику, Верх-Исетский завод, останавливался в доме Расторгуева-Харитонова. Мы хотели бы открыть на этом здании доску в память о победителе Наполеона, ведь со столетнего юбилея войны 1812 года у нас такие памятные знаки практически не открывались. Тем более об Александре I у нас далеко не все вспоминают в связи с событиями 1812 года. А мы стараемся как-то донести до людей правду об истории. Для восстановления исторической правды мы и занимаемся военно-исторической реконструкцией. Надеюсь, что если не в этом, то в следующем году проект будет реализован.
— Что такое военно-историческая реконструкция и как она проходит?
— Вообще есть несколько форматов реконструкторских мероприятий. Есть фестивали: с одной стороны, это самое простое, с другой стороны, самое затратное. Бородино – классический пример: есть конкретная дата – первые выходные сентября. Все клубы об этом знают, получают приглашения, готовятся, приезжают в село Бородино, живут в историческом лагере. Обычно существует определенный сценарий реконструируемого сражения. По негласной договоренности в один год побеждают русские, в другой год – французы: чтобы никому не было обидно. Накануне самой битвы проводится репетиция, чтобы стороны уяснили свои задачи и образ действия в предстоящем бою. На следующий день проводится реконструкция. Воссоздается один из эпизодов Бородинского сражения. Это один формат. Таких реконструкций проводится достаточно много в разных местах и по разным эпохам.
Второе – это то, что мы больше всего любим, и что является нашим уральским ноу-хау. Это военно-исторические походы. Они менее затратные, но более приближены к реальности. К ним относится наш знаменитый Таватуйский поход, который мы успешно проводили уже 9 раз. Обычно здесь есть некая историческая подоплека, какие-то события: в данном случае, это Гражданская война на Урале, события 1918 года, Верх-Нейвинская операция, когда чехословацкие войска совместно с белыми провели обходной маневр и вышли в тыл Верх-Нейвинской группировке красных. В исторической униформе и снаряжении мы совершаем поход по местам этих боев.
— Значит, ваш клуб реконструирует военные события и других эпох?
— У нас несколько основных направлений: 1812 год, эпоха Первой мировой войны и Гражданская война (причем в последнем случае мы воссоздаем и русскую, и чехословацкую армии), а с недавнего времени — и Великая Отечественная. Если говорить о тех подразделениях, которые мы реконструируем, то мы всегда стараемся воссоздавать те части, которые так или иначе связаны с Екатеринбургом, с Уралом. Это достаточно традиционный подход для движения военно-исторической реконструкции. То есть клубы обычно реконструируют те подразделения, которые стояли или формировались у них в городе. Поэтому у нас это Екатеринбургский пехотный полк по состоянию на 1812 год, 195-й пехотный Оровайский полк во время Первой мировой войны, 27-й Камышловско-Оровайский полк горных стрелков Русской армии А. В. Колчака эпохи Гражданской войны либо 3-й стрелковый Яна Жижки полк Чехословацкого легиона, который также здесь у нас бывал, стоял в тех же Оровайских казармах.
— А как идет подготовка к реконструкции события?
— Сейчас, когда у нас уже многое отработано, можно собраться в поход за два-три часа. Но вот подготовка к первым походам занимала несколько месяцев. Когда мы только начали заниматься реконструкцией Гражданской и Первой мировой войны, у нас не было формы. Нам надо было ее сшить, а предварительно еще изучить досконально весь материал по этой эпохе. Поэтому подготовка к первому Таватуйскому походу заняла у нас около полугода – пока были сделаны все элементы снаряжения, униформы. Перед походом я пришивал последние пуговицы и погоны буквально в ночь перед мероприятием. Закончил только около 3 часов ночи, а в 7 утра уже нужно было быть на вокзале.
Когда мы готовились к реконструкции 1812 года, с основной частью материалов нам помогли ребята из московских военно-исторических клубов: они снабдили нас необходимыми приказами, описаниями, лекалами. Много интереснейших материалов нашёл в архивах и литературе В. Н. Земцов. На основе всего этого нами была воссоздана форма Екатеринбургского пехотного полка. На Арамильской суконной фабрике было закуплено сукно, потом его окрасили, и местные мастера из ателье сшили нам униформу по нашим лекалам. Реакция портных была неоднозначная, это сейчас можно сшить все, что угодно, а тогда это произвело фурор. Многое наши ребята сделали сами: кивера, ружья, амуницию. Тогда такой энтузиазм был, что буквально за полгода собрались на Бородино, сделали сложнейшую форму и предстали перед глазами московских и питерских коллег-корифеев. И, в общем-то, выглядели вполне прилично.
— Есть какие-то вещи, которые трудно воспроизвести?
— Как показывает практика, воспроизвести можно практически все. Но главная проблема здесь — материалы и утрата многих технологий. Сейчас почти невозможно найти нормальное сукно, из которого тогда шились мундиры. Совсем другая технология, совсем другие красители, совсем другие подходы к портняжному делу. Объясняешь мастеру, как сделать, а он: «Сейчас так не шьют». То же самое с кожей, сейчас у нее другая выделка. И это иногда доставляет проблемы. Вещь внешне вроде бы похожа, а на самом деле — нет. Поэтому в реконструкции все же есть определенные допущения.
— Сколько раз вы участвовали в реконструкции Бородинской битвы?
— Лично я участвовал 4 раза, но у нас есть ребята, которые принимали участие в реконструкции этого сражения раз пятнадцать. К сожалению, изначальный дух «реконструкторского» братства за последние годы несколько выветрился, и, на мой взгляд, того единения начала 90-х сейчас уже нет. Столичные клубы, которые побогаче, несколько свысока смотрят на клубы провинциальные, стараются обособиться. Ну и к этому добавляются разногласия внутри самого военно-исторического движения. Поэтому мы, в общем-то, не столь активно в последние годы участвовали в Бородинском фестивале.
Однако этот год юбилейный, и мы не могли не побывать на Бородино. На фестиваль 1-2 сентября 2012 года от нас ездила делегация из 15 человек.
Сам праздник был грандиозных масштабов и отличался рядом особенностей. Так, в праздничных мероприятиях приняло участие более 5 000 членов военно-исторических клубов из России, Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, Франции, Польши, Германии, Чехии, Бельгии, Великобритании, Канады и США (обычно участвует около полутора-двух тысяч). По данным МВД в день праздника Бородинское поле посетило более 140 000 человек. По оценкам организаторов это число превысило 200 тысяч. Во время реконструкции сражения шла прямая трансляция мероприятий по ТВ [краткая версия — в репортаже Первого канала] и в Интернете. Впервые с 1912 года в торжествах на Бородинском поле принял участие глава Российского государства.
Сама реконструкция проходила на поле длиной около километра по фронту и шириной метров 400. В «сражении» приняли участие свыше 3000 человек, включая 340 кавалеристов, 420 артиллеристов, 30 артиллерийских орудий (фактически больше).
В этот раз решили реконструировать не отдельные эпизоды, а всё сражение в миниатюре. Наш Екатеринбургский пехотный полк (екатеринбуржцы и новоуральцы) воевал на левом фланге в районе Семёновского оврага. Реконструкция длилась часа полтора. Такого в обозримом будущем уже не будет. Разве что лет через сто.
Жили в палатках на поле, как всегда, по-спартански. Вопросы по организации действа уже обсуждались в прессе, но мы – люди неизбалованные. Дрова и сено были, первого и второго числа давали кашу, воду, что-то с собой привезли.
Ходили мы и к памятнику Екатеринбургскому пехотному полку, поставленному в 1912 году на Горецких высотах за Батареей Раевского. Были встречи со старыми друзьями. Трогательно было видеть, как некоторые ветераны реконструкции специально приехали, чтобы попрощаться с полем. В силу возраста и других причин они уже вряд ли смогут участвовать в будущих «баталиях».
— А как можно было попасть зрителю на реконструкцию?
— Надо было приехать в Москву, доехать до Белорусского вокзала, сесть в электричку Москва-Вязьма или Москва-Бородино, проехать 110 км и оказаться на маленькой станции Бородино, а там уже пройти или проехать на автобусе 5 км до плац-театра. Можно, конечно, еще было приехать на машине по шоссе Москва-Минск. Интересно всегда посмотреть само поле, Спасо-Бородинский монастырь, памятники, а их вместе с памятными местами около двухсот, но для этого надо приезжать заранее, потому что поле очень большое, и его даже за 5 дней трудно всё осмотреть. Единственный минус для того, кто хочет посмотреть реконструкцию Бородинского сражения, это проблема с поиском места, где можно остановиться. Рядом есть детский лагерь, но он на все праздники обычно отдаётся гостям из-за рубежа, из СНГ. Туда так просто не попасть. Можно поселиться у местных бородинских обывателей. Реконструкция Бородинского сражения для них самое главное в году мероприятие – с него они кормятся и, подчас, таким образом обеспечивают себя на год вперёд. Ну и третий вариант, можно просто приехать на поле и уехать сразу после реконструкции.
— Александр Вячеславович, а почему вы вообще стали изучать историю Отечественной войны?
— Когда мне было лет пять-семь, я уже играл в солдатики, строил какие-то крепости, мне было интересно смотреть исторические фильмы: сначала про ковбоев, индейцев, про Гражданскую войну – типа «Неуловимых мстителей». Но потом меня увлекло более серьезное кино – про Кутузова, Суворова. Конечно, любил смотреть «Гусарскую балладу». Затем годам к десяти-двенадцати у меня появился более осознанный интерес к военной тематике, мне стали попадаться книги научно-популярного или уже даже научного плана, связанные с темой войны. Окончательно любовь к военной истории у меня сформировалась с приходом в военно-исторический клуб «Горный щит», куда я попал еще школьником – в 1988 году. Потом был исторический факультет УрГУ, а затем и работа над диссертацией. Поиск материалов в библиотеках, в архивах, знакомство с замечательными преподавателями завершили формирование моего образа мыслей. При этом я не замыкаюсь на чем-то узком, постоянно совершенствуюсь в разных направлениях, переключаюсь с 1812 года на Первую мировую войну, с Первой мировой на 1941 год.
— Какие книги по военной истории вы читаете?
— Я люблю разные книги. Хотя, не скрою, преимущественно читаю военную литературу. Но мне нравится и краеведческая литература – о родном городе, об Урале. Иногда в руки попадаются и художественные произведения: нет-нет да прочитаешь или перечитаешь что-то. Например, совсем недавно перечитал несколько рассказов Александра Грина, потому что, наверное, он оровайец, служил в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне. Не мог не поразиться его мастерству, стилистике, все-таки удивительный был писатель. Надо отметить, что первые его рассказы были созданы как раз под впечатлением службы в Оровайском батальоне.
Еще за последнее время читал много военно-исторических статей о флоте, об армии – разных периодов, про Гражданскую войну в США, про Русско-японскую войну.
Про 1812 год у меня, пожалуй, две любимые книги. Первая – Н. А. Троицкого «1812 – великий год России». С одной стороны, она, может быть, уже достаточно давно вышла – в 1988 году, но, с другой стороны, она положила начало развитию новой тенденции в изучении темы, и, в общем-то, все последующие исследования 90-х годов уже шли в русле данной книги. Она тогда во многом открыла новый взгляд на эпоху. И вторая книга – «Великая армия в битве на Москве-реке» В. Н. Земцова. Я эту книгу воспринимаю как научный подвиг. Владимир Николаевич переработал колоссальные объемы информации и пришёл к интереснейшим выводам. Вот это, пожалуй, мои любимые книги по 1812 году. Из мемуаристов мне очень нравится Денис Давыдов, хотя у него, может, нет цельной летописи тех событий, но отдельные эпизоды он очень цепко выхватывает, и дает им меткие характеристики.
По военно-исторической реконструкции хотелось бы отметить такие журналы, как «Цейхгауз» и «Сержант» — очень интересные именно для историков и реконструкторов. В них можно найти массу информации практически по всем эпохам, реконструируемым у нас. Эти журналы выходят уже 15-20 лет, историки публикуют в них статьи, документы, а также обмениваются опытом по изготовлению униформы и снаряжения.
— Как вы относитесь к фильмам о войне?
— Это у нас любимая тема для обсуждения. Военные историки и реконструкторы вообще любят обсуждать такие фильмы. И хотя, конечно, мы прекрасно понимаем, что к художественному произведению нельзя подходить с научными мерками, все-таки мы считаем, что есть некоторые моменты, которые необходимо учитывать при съемках фильма. Надо сказать, что некоторые режиссеры даже обращаются к нам за консультациями. Вот, например, В. Н.Земцов был консультантом в нескольких фильмах. Наши питерские коллеги часто не только консультируют, но и сами участвуют в съёмках. Недавно вышел фильм «Белая гвардия», так там снялся один наш большой друг из Питера – Александр Зубкин. И знаете, те фильмы, в которых принимают участие реконструкторы, все же отличаются в лучшую сторону от остальных лент.
Если говорить о моем отношении к военным фильмам, например, об экранизации романа Толстого «Война и мир» Сергеем Бондарчуком, то и здесь можно найти немало моментов, где искажена реальность. Но что удивляться: вместить 4 тома романа в 4 серии – задача очень сложная. На самом деле это не худшая экранизация. Наверное, Бондарчук совершил в своем роде подвиг, сняв фильм достаточно достоверный, по крайней мере, на уровне 60-х годов XX века, на уровне того понимания. Хотя историю изучать по нему нельзя
— А по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» историю изучать можно?
— Интересный вопрос. Толстой описываемые события все-таки подчинил своей сверхзадаче, подогнал под свою схему. В 60-ые годы XIX века, после выхода первых глав романа в свет, те участники событий 1812 года, которые были еще живы, очень сильно ее критиковали. Но у Толстого ценно то, что он очень хорошо уловил и передал дух эпохи, смог подняться до поразительного понимания сущности русского духа и народной войны. Так что в целом, несмотря на какие-то технические огрехи романа, там все, в общем-то, правильно. Читателю же надо помнить, что нельзя отождествлять реальную войну с произведением, нельзя подменять реальные события теми штампами, теми подходами, которые применял Толстой или какой-либо другой писатель. Не все в истории было так просто, как кажется.
— Как же тогда, на ваш взгляд, надо изучать военную историю?
— Считается, что в истории невозможны эксперименты, но реконструкция – это как раз тот случай, когда попытка такого эксперимента все-таки предпринимается. И именно она раскрывает перед человеком более широкие горизонты, является одним из инструментов изучения военной истории. Надев форму солдата 1812 года, встав в строй и оказавшись в дыму сражения, ты пробиваешь временную стену, оказываешься в другой эпохе, в несколько другом измерении, грань между прошлым и настоящим стирается, и ты понимаешь, какие чувства переживали наши далекие предки тогда – 200 лет назад. Никакая книга, никакой фильм не даст это понять и почувствовать. Поэтому приходите к нам в клуб – будем изучать военную историю вместе.