Дмитриев А. Крестьянин и тинейджер
г.Екатеринбург, Библиотека им. В.Г.Белинского
4 декабря лауреатом литературной премии «Русский букер 2012» стала книга Андрея Дмитриева «Крестьянин и тинейджер». Еще в прошлом году поговаривали о закрытии престижной литературной премии за лучший роман года на русском языке, так как отсутствовали источники спонсирования для ее проведения. К тому же, годом ранее, в 2010 году, премию отдали Елене Колядиной за ее роман «Цветочный крест», что заставило литературную общественность усомниться в качестве присуждаемой премии, так как данное произведение не имело какого бы то ни было отношения к элитарной литературе. Присудив премию в 2012 году Андрею Дмитриеву, члены жюри в каком-то смысле реабилитировали «Букера», вдохнув в традицию его вручения новую жизнь. Хотя и по ряду заявлений некоторых критиков, премию 2012 получил роман «с очень плохим названием», но «стоящим содержанием».
Действительно, название «Крестьянин и тинейджер» не отражает сути философии, которую стремился передать автор, а служит лишь для внешнего «отзеркаливания» главных героев. Автор хотел подчеркнуть, что какими бы разными не были жизненные пути и позиции, возраст, образ жизни и мировоззрение героев, их связывает одна общая черта, которая в последнее время приобрела едва ли не национальный характер — это крайняя пассивность русского человека. Писатель не зря сталкивает двух совершенно разных по своей социальной и возрастной принадлежности людей. На одной чаше весов — московский юноша Гера, заваливший экзамены в университете и решивший переждать в деревне призыв в армию, на другой — 42-летний «крестьянин», последний житель деревни Сагачи, непьющий и одинокий, который и поселил Геру в соседнем доме. Постепенно выясняется, что эти крайне непохожие друг на друга люди являются едва ли не внутренним отражением друг друга по избранной жизненной позиции. Оба безнадежно влюблены. Гера, увлеченный мечтаниями о своей пассии, которая значительно его старше, способен лишь целыми днями болтаться по окрестностям, а вечерами — писать дневник, который в условиях интернет-цивилизации мог бы легко переформатироваться в электронные письмена социальных сетей. Так же и «крестьянин» Панюков, который много лет безответно влюблен в одну девушку, из сентиментальных побуждений никак не может починить упавшую изгородь. Он и до сих пор надеется, что любимая когда-нибудь бросит мужа-алкоголика, который постепенно спаивает и ее, и снова вернется к нему. При этом совершенно пассивный Панюков не предпринимает никаких действий, ожидая чего-то, что не в силах сформулировать. Оба героя – типичные созерцатели жизни, и эта встреча должна была состояться для того, чтобы в их взаимодействии родился тот импульс жизненной энергии, который будит людей и приводит их к реальным действиям. Этот самый импульс обязан подтолкнуть и засидевшегося Панюкова, и бесцельно двигающегося Геру к тому, чтобы что-то в своей жизни, наконец, сделать. По мнению Евгения Мельникова, «подбираясь вместе с героями к этой концовке, понимаешь, что, собственно, название романа не означает ничего, и это тоже символично – пропитанная скукой и мечтаниями жизнь без настоящих событий одинакова для каждого из жителей этой страны, к какой бы страте они не относились. Это, наверное, самая страшная и самая важная находка Дмитриева».
Главной особенностью и достоинством романа является то, что произведение Дмитриева — классический образец «деревенской литературы» — жанра, не слишком популярного у современных отечественных писателей. С нарочитой заботой и вниманием автор описывает каждый закуток, каждую избу деревни Сагачи, достоверно выписывая образы селян и сельскую безысходность. Эта самая безысходность, беспросветный мрак сельской жизни, казалось бы, является единственным источником всего человеческого бездействия вокруг. Сам Панюков в беседе с Герой о жизни в деревне высказался так: «Уехали те, кто еще оставался. А остальные… Ты хоть книжечки священные читаешь?.. Помнишь, как написано? Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его. Иуда родил Фареса и Зару…. Если о нас когда-нибудь напишут священное писание, там будет так написано: Иван споил Ерему, Ерема споил Фому, Фома споил Никиту и братьев его. Михаил споил Василия, Василий, тот – Елену, а уж Елена – та споила всех остальных…. На этом наше священное писание закончится, потому что писать его будет больше некому и не о ком».
В финале оба героя начинают по-новому оценивать свою жизнь. Они начинают понимать, что в своей жизни нужно исправить, и принимают единственно верное для каждого решение. Возможна ли в русских романах счастливая развязка? Ответа на этот вопрос мы не найдем. Но вот парадокс — роман Дмитриева о взаимной глухоте людей, о смертной тоске русской жизни несмотря ни на что получился добрым и светлым, как и главные герои романа — крестьянин и тинейджер. Любовь и симпатия писателя к своим героям и к миру, который он описывает, не оставит равнодушным ни одного читателя.
Дмитриев А. В., Крестьянин и тинейджер, — М : Время , 2012 — 317 с.
84Р6-4
Д534 М 2343562-КХ(А)
Приобрести книгу можно здесь
Ознакомиться с текстом книги можно здесь
Метки: художественная литература