Ибука М. После трех уже поздно
г.Екатеринбург, Библиотека им. В.Г.Белинского
Масару Ибука — один из основателей корпорации Sony. Его инженерные изыскания в мире современных технологий совершили революцию и помогли Японии стать одной из лидирующих стран и ведущей страной по разработке инноваций в области цифровых технологий. Но особенно часто имя Масару Ибуки вспоминают в связи с достижениями в совершенно иной сфере. Более сорока лет назад его новаторские идеи перевернули традиционные представления о развитии детей раннего возраста. Известного инженера всегда привлекала идея образования и его роли в развитии общества. Постепенно его интересы сконцентрировались в области обучения детей на самых первых этапах их жизни. Занимаясь изучением этой темы, Ибука написал ряд книг, самая известная из которых — «После трех уже поздно» — стала мировым бестселлером.
Основная идея книги заключается в том, что естественная потребность в раннем развитии присутствует у каждого ребенка и его успех в будущем сильно зависит от удовлетворения этой потребности. По мнению автора, в течение первых трех лет жизни у ребенка самый высокий потенциал к обучению. Масару Ибука рассуждает об огромном влиянии на детей окружающей среды и предлагает простые методы раннего развития ребенка. Все, что взрослые осваивают с большим трудом, детям дается намного проще. Они могут научиться чему угодно, главное — вовремя ввести новый опыт. Так, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. Чтобы наши дети, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, рисовать картины, играть на музыкальных инструментах на уровне профессионала, нужно вовремя предоставить им возможность обучиться всему этому.
При этом если новорождённый воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. В качестве примера Ибука приводит историю «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) и воспитанных волками. Было приложено большое количество усилий, чтобы вернуть детям человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. И в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. По мнению автора, образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком.
Традиционный подход к развитию детей подразумевает интенсивное обучение детей старше трех лет. Но согласно современным исследованиям, к этому возрасту развитие клеток головною мозга уже завершено на 70-80%. Это веский повод задуматься, не пропускаем ли мы то драгоценное время, когда способность детей к обучению находится на самом высоком уровне? Быть может, стоит все усилия направить на раннее развитие детского мозга именно до трехлетнего возраста?
После выхода книги в свет у Масару Ибука появилось очень много последователей. На основании идей своей книги писатель основал Японскую ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантов» для внедрения этих идей в жизнь. Сегодня по всему миру действуют тысячи школ, основанных на методике Масару Ибука, в школах широко применяется концепция обучения детей до трех лет, предложенная когда-то писателем.
Новая жизнь легендарной книги «После трех уже поздно» началась в России в 2010 году, когда было принято решение переиздать ее, и уже в 2011 году книга победила в Книжной премии Рунета в двух номинациях: Выбор пользователей и Бестселлер на Озоне. В октябре 2012 года отправлен в печать сокращенный вариант книги — версия для занятых Пап.
Большинство развивающих центров рекомендуют данную книгу к прочтению для всех родителей. Как заявил Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, Филадельфия, США, «Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле родители». Рекомендуется в качестве настольной книги всем мамам и папам, а также учителям и специалистам развивающих центров, занимающихся обучением и развитием малышей до трех лет.
Масару И. После трех уже поздно — Москва : Знание , 1992 — 96 с.
2164345-КХ
Ибука М., После трех уже поздно — Москва : [Альпина нон-фикшн] , 2012 — 223 с.
С 2337509-КХ
Метки: Детская психология, Развитие детей