Еще раз о «Перевале Дятлова»
С 17 апреля по 17 мая выставка «Девять жизней. Визуальный мир Анны Матвеевой» будет работать в музее «Литературная жизнь Урала XX века». Если кто-то не успел посмотреть ее в библиотеке, можно заглянуть в музей.
В связи с обсуждением книги А. Ракитина «Перевал Дятлова» в Библионочь хочу представить одну из историй этой выставки.
Владимир Селезнев. Перевал Дятлова. 2013. Холст, масло.
На выставке представлена книга Анны Матвеевой «Перевал Дятлова» (недавно переизданная АСТ в новой авторской редакции). В повести Анны Матвеевой подлинные документы и беллетристическая канва разграничены, что предполагает как минимум два типа читательского интереса. Однако образ лыжников, бредущих по снегу навстречу своей судьбе, – он появляется и на обложке издания повести 2005 года, нарисованной Ю. Николаевой, и в тексте, и на представленной на выставке картине Владимира Селезнева – связывает опыт читателя документов и опыт человека, пытающегося соотнести историю группы Игоря Дятлова со своей картиной мира.
О картине я поговорила с художником Владимиром Селезневым:
— Расскажи об истории создания картины.
— Я, конечно, знал и раньше про Перевал Дятлова. Вообще все уральское меня очень занимает. Так случилось, что в 2009 году уезжая в Москву, я не взял с собой никакой книги, увидел рядом с вокзалом магазин, и там лежала книжка «Перевал Дятлова». Я естественно ее сразу взял, сел на поезд. Со мной в купе ехала женщина лет семидесяти, она, увидел обложку книги, сама разговор начала: «Вы знаете, я ведь могла тоже оказаться на Перевале Дятлова в это время…» Она рассказала, что должна была идти с другой группой, знала многих, кто пошел в эту пропавшую экспедицию. Она очень хорошо выглядела и ехала, кстати, на какой-то сбор дворян России или типа того. А я ехал на монтаж выставки «Внутренний Урал» — там показывались работы уральских художников о мифогенности Урала. Все это вместе (книга, встреча в поезде и повод для поездки) на меня подействовало, и я задумал тогда серию картин про «параллельный Урал» и решил, что обязательно сделаю картину про Перевал Дятлова.
— Похоже, в твоей работе поход ребят из группы Дятлова длится и длится.
— При всей неоднозначности того, что случилось с дятловцами, мне хотелось бы верить в фантастическое происшествие, в то, что для них все закончилось неплохо. Поэтому в картине есть намек на какой-то портал, для меня это фантазия, которая ничем не подтверждена.
— Повесть Анны Матвеевой завершается немистическими объяснениями трагедии.
— Я читал прежде всего документы. Они страшные. Ты читаешь, зная финал истории. Реально, когда я их читал, у меня были мурашки по коже. Как будто я подсматривая за ними, зная что им уготовано. Больше всего мне это в книге понравилось. А то, что было не связано с реальными документами, для меня это, скорее, женский роман.
— Но и Анна Матвеева, и ты смотрите на историю дятловцев из дня сегодняшнего и свой интерес описываете через ряд «мистических случаев».
— Да. В серии есть картина, созданная после случая в Жигулевских горах под Самарой. Я с друзьями сидел часа в два ночи на высоком берегу, вдруг из ниоткуда за рекой появилось зарево на полнеба, низкий гул, дрожь земельная. Мы просто стояли и смотрели, даже не думая бежать. Мы понимали, если это взрыв, нам не убежать, и мы любовались. Тогда было ощущение бесполезности любых действий. Потом нам сказали, что там есть завод, где испытывают ракетные двигатели. Но моя серия о «параллельном Урале» — она о том, чего не может быть, это не трактовка событий, а частный взгляд.
Знаешь, я понял, что хотел бы, чтобы этот изображенный портал и вообще картина «Перевал Дятлова» вызывали у людей вопросы, как и само это происшествие. Хотя, думаю, не всяк зритель будет их себе задавать, по сути картина для меня и есть метафора вопроса «что же с ними случилось».
29 января, 2016 в 16:23
do you know if in a next future someone will publish a new book about Dyatlov pass incident? i pray you to answer to me.thank you very much. best regardsvdr