Украинская книга художника
Маков, П. «Авторськi книжки» та щоденики : каталог / Павло Маков ; вступне слово Катерини Загорськой ; «Я-галерея». — Київ : Артбук ; Дух i Лiтера, 2007. — 44 с. : iл.
Книжковий обiд 07/08 : каталог виставки / складання Алевтини Кахiдзе, Катерини Свiргуненко ; вступне слово Катерини Загорськой ; Iнститут Духовних Цiнностей ; Центр Сучасного Мистецтва при НаУКМА. — Київ, 2008. — 52 с. : iл.
В наш фонд поступило несколько интересных каталогов выставок книги художника, за что большое спасибо художникам Алевтине Кахидзе и Катерине Свиргуненко и Леониду Тишкову. Постепенно я представлю все каталоги, но первыми будут каталоги украинских художников.
В начале весны этого года в Центре современного искусства в Киеве работала выставка «Книжний обiд» («Книжный обед») и был создан каталог, включивший 42 книги художников, у нас почти и неизвестных. Но и для украинской художественной сцены такая выставка стала чуть ли не первой попыткой представить современную книгу художника, собрать на одной выставке работы разных авторов. Каждая книга представлена фотографией, описанием и указаниями на возможности покупки.
В России, наверное, из украинских художников, работающих с книгой художника, известны только Олег Дергачев и Павел Маков.
Во вступительной статье к каталогу прекрасного художника Павла Макова «Авторские книжки» и дневники» Катерина Загорска пишет о терминологии и подбирает для книг Павла Макова нетерминологичное, но яркое описание — «цiкавi та дивнi» книжки» («интересные и странные книжки»).
В небольшом по объему, но красивом каталоге представлено 15 книг Павла Макова, созданных в 1994 — 2004 годах с использованием разных печатных техник. Каждая из книг кажется картой и предельно достоверным документом археологического раскопа, но их чтение возможно как скорее телесное переживание сумрачного и хрупкого миропорядка, внешне завлекательной, но нелепой и отвращающей современности.
Как характерные черты книги художника и книг Павла Макова Катериной Загорской обозначены: книга художника как мистификация (чаще всего — в истории обретения той или иной книги, подменяющей историю ее создания) и мифотворчество, ее автопортретность, тактильность и выраженный в ней буквальный, незашоренный взгляд на реальность, ребячество автора и его интерес к образам памяти и личным историям. Еще очень важное замечание: «каждая книга художника — квинтэссенция книжки как книжки».