Ночь музеев в 2013 году: вокруг книг
Вчера, в День музеев, было холодно и ветрено. Одинокий, наполненный гелием шар-сердце летал над улицей Уральской, стукнулся о трамвай и запутался в ветвях деревьев. Взгляд зацепился за билборд с Есениным. Антипиратская реклама повествует о выборе поэтов между колбасой и стихотворчеством:
Возможно, в Екатеринбурге размещены и иные, не менее увлекательные истории, но пока других не попалось. Мимо цветущих яблонь я дошла до музея «Литературная жизнь Урала XX века», где была обещана презентация произведения французского художника Филиппа Жуайя, созданного по впечатлениям от романа Жюля Верна «Михаил Строгов». Описание проекта есть здесь, а вот то, что было создано в Екатеринбурге:
Как только вошла во двор музея, подумала, что за странная личность покрасила две скамейки как верстовые столбы. Оказалось, что не стоило ожидать аудиосветовых инсталляций и т. п.: Екатеринбург на карте верновского романа не более, чем граница. С этого открытия для меня началась Ночь музеев. Обо всех книжных событиям мне не рассказать: Фестиваль языков, выставки в литературных музеях, спектакль «Re: поэты» Наума Блика на Центральном стадион, чтение романа Олдоса Хаксли на набережной Исети и т. п. я пропустила. На выставке «Опыты в арт-школе» нашла ряд работ, выполненных по теме «Визуализация песни, стихотворения, рассказа или сказки». Фотограф Сергей Потеряев взялся за «Книги 90-х»:
В Екатеринбургской галерее современного искусства на выставке «Соска на ночь» можно было увидить политическую рекламу 1990-х: листовки, воспринимаемые сегодня как лжесвидетельства, и веселую телерекламу, которую спустя десять-пятнадцать лет смотришь не без удовольствия. Куда пойти с девушкой, если в ресторан дорого, а сразу домой — дешево, — рассуждают юноши, и слышат голос «с небес»: «На выборы!» Агитация перемежалась картинами современных художников: Катерина Поединщикова и Кирилл Бородин выступили в роли современных отто диксов, высмеивающих нравы хипстеров (а ведь меньше всего о твиттере говорят те, кто им просто не пользуется), Игорь Вишня рассказывал, что Малевич, Пикассо и Pussy Riot — приспешники дьявола, который однажды принял обличье Ленина (Ильич, кстати, тоже модернизм не любил, все эти квадратики и треугольники не понимал). И т. д. и т. п. Выставка была очень энергичная, но насколько продуктивна ситуация, когда «обманщики ругают обманщиков»? Впрочем, рассказывать о выставке я начала из-за обнаруженной там скульптуры Рустама Исмагилова из газет «Не забивайте себе голову» (2007):
Газеты, как известно, портят пищеварение, а чужие письма читать нельзя, но в «Доме Метенкова» сделали выставку о том, как повседневная жизнь упаковывалась в открытки лет сто назад и упаковывается в цифровые фотографии сегодня, о том, как посланиями становятся образы. Вот один из них:
Вчера я заглянула также в Музей истории и археологии Урала, где было очень хорошо: птичьи яйца в коробке, медная посуда рядами, изобилие черепков, Шигирский идол и много-много чего еще. Там, кажется, еще сохраняются старинные витрины и образ и дух музея, в котором важны прежде всего вещи из прошлого, научная добросовестность и умение увлекательно рассказывать о древностях (как-то уживающаяся с умением датировать в экспозиции картину Геннадия Мосина XIX веком). Там же мы осматривали книги с девочкой, которая недоумевала, почему старинные книги под стеклом, почему их нельзя взять в руки. «Они такие старые, что рассыпятся», — сказала ей мама. Книг в экспозиции много, как и разных приборов для письма; есть и розги для нерадивых учеников, и разного рода документы. Минимум компьютеров и проекций, что очень радовало.
Ближе к полуночи зашла еще в здание УПИ. В отличие от будней, когда охранник не улыбнется, там распахнули двери, были доброжелательны и показывали выставку Владимира Селезнева «Креозот». Выставка представляла символические фигуры истории Екатеринбурга. Из писателей, поэтов и историков там рассказали о Павле Бажове, Борисе Рыжем, Вилиме де Геннине и Александре Башлачеве.