О «Жизни других»
13 июня в 18.30 екатеринбургский Государственный центр современного искусства приглашает на кураторскую экскурсию по выставке «Жизнь других». На выставке представлены среди прочего фотографии, найденные в библиотеке, а также снимки газетных статей. Кроме того, о замысле выставки кураторы рассказывали на семинаре «Домашние архивы, частные коллекции и личные воспоминания: в поисках родины». Это формальные поводы обратиться к этой выставке.
«Жизнь других» проходит по классу арт-исследований. На выставке собраны личные фотографии послевоенного времени, на которых советские люди живут в «несоветских», внеидеологических обстоятельствах, а также произведения художников, работающих с фотоархивами, и семейные кинохроники. Атрибутированы только работы художников, остальные снимки размещены вперемешку и комментируются фрагментами статей на увлекательные темы «какой ширины шить брюки», с приветами советскому народу от венгерских девушек и о кукурузе-царице полей.
Центральный зал выставки напоминает декорации, например, к кафе, куда заглядывают в основном свои. Строгость черно-белых снимков и полутьма, рифмующаяся с туманом памяти, мало что рассказывают о частной и публичной жизни в СССР, зато обращают внимание на то удовольствие, которое можно получать от фотографий незнакомых людей, даже от заурядных фотографий неизвестных, лежащих в купальниках у большого бревна или расположившихся на пикнике где-то в поле. Во всяком случае, в некоторых снимках есть энергия, что вызывает сильную гамму чувств: от элегичности до иронии.
Контрастом к этим снимкам может служить показываемая на выставке фотокопия опубликованного в газете в рубрике «Фотография года» кадра Е. Успенского «В солнечном «Артеке», получившего первую премию на международном конкурсе «Комсомольской правды»: протокольная фотография Л. И. Брежнева с букетиком цветов среди детей с разных континентов. В разговоре о времени, когда снимком года объявлялось изображение, ценность которого сводится к иллюстрации идеи дружбы народов, о времени, когда газеты транслировали столь циничный взгляд на вещи, домашние архивы дарят визуальное утешение. Все-таки и тогда умели люди быть глупыми, сентиментальными и милыми. На фоне правильного Брежнева.
Впрочем, повторюсь, выставка, на мой взгляд, мало что добавляет к знанию об эпохе и переключает внимание на природу фотообраза и то, как конструируется память. Музыкальная группа «4 позиции Бруно» представила в сопровождении музыки нарезку из кинохроники, что запечатлела детство одного из участников группы. Дети плескаются в ручье, ползут на лыжах, идут хороводом вокруг елки, живут своей жизнью, хотя взрослые время от времени и попадают в кадр. «Хроника одной семьи» захватывает: интересно наблюдать за жизнью людей, о которых ничего не знаешь, которая не напоминает твою собственную. Т. е. я в то время, в 80-е, тоже была ребенком и тоже были эти праздники в квартире, на которых плясали мужчины и женщины, что-то ели, а дети оккупировали углы и «первый ярус леса», веселились маленькими зверятами, но это сходство не считывается. Есть типичная и одновременно уникальная хроника чужой жизни. Вот что на выставке интересно: обнаруживать в себе способность откликаться на жизнь других, растворяться в наблюдении и пытаться понять всех этих людей, не сравнивая их с собой. Никакой эмпатии – только сила фотообраза, только единственность жестов и эмоций.
Кураторы высказались здесь.