Ещё немного Гениса

В библиотеку им. В.Г.Белинского (г. Екатеринбург) поступили новые книги.


Генис А. А. Фантики. – М.: Астрель; Corpus, 2010. – 188 с.
С2342942-КХ

Герои этой книги Александра Гениса – десять знаменитых полотен русской живописи: «Последний день Помпеи» Брюллова, «Девятый вал» Айвазовского, «Явление Христа народу» Иванова, «Грачи прилетели» Саврасова, «Охотники на привале» Перова, «Бурлаки на Волге» Репина, «Утро в сосновом лесу» Шишкина, «Русская троица» Васнецова, «Переход Суворова через Альпы» Сурикова и «Пан» Врубеля.
«Примелькавшись, как фантики, эти картины вошли в ДНК нации» — так говорит кто-то в издательской аннотации к книге, и добавляет, что стоит только чуть внимательнее рассмотреть их заново, как за каждой откроется увлекательная история – которую и рассказывает на страницах своей книги-музея Генис.

То, что примелькалось, рассмотреть всегда труднее всего — когда вещь становится привычной, как конфетный фантик, мы перестаем ее замечать. Разворачивая конфету «Мишка косолапый», мало кто вспоминает, как на самом деле называется картина, изображенная на обертке.
Такие полотна, как «Утро в сосновом бору» или «Грачи прилетели» давно превратились в незыблемые вехи русской культуры, так что скользящий по ним взгляд мало что отмечает — помимо, собственно, их незыблемости. Под взглядом же Александра Гениса эти знаменитые-безвестные картины вновь оживают, превращаясь в неожиданные, удивительные, смешные, пронзительные истории.

«Из всех сюжетов для вышивания крестиком наибольшей популярностью пользуется “Утро в сосновом лесу” – картина, которую молва перекрестила в “Три медведя” с тем же артистическим пренебрежением к числительным, с каким Дюма назвал роман про четырех друзей “Три мушкетера”. Как знает каждый, кто пробовал, вышивка требует не только беззаветной любви к оригиналу, но и дзен-буддийского упорства. Поскольку медитация не бывает пошлой, все эти народные гобелены обладают внехудожественной ценностью. Они служат конденсатором жизненной энергии, которую любители фэн-шуй зовут “ци”, а остальные – как придется. Обычно на панно из мулине уходит четыре месяца, с “Мишками” – даже больше, но это еще никого не остановило, потому что мишки требуют жертв.
Шишкинская картина так глубоко въелась в кожу нации, что стала ее родимым пятном. Однако постичь тайну этого холста можно лишь тогда, когда мы на время разлучим лес с медведями. Сделать это тем проще, что звери пришли на готовое. Шишкин пригласил их на полотно, рассчитывая не столько оживить, сколько обезвредить свой бесчеловечный пейзаж».
Александр Генис

Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4993287/

А бесплатно почитать её же – в библиотеке им В. Г. Белинского (по адресу г. Екатеринбург, Белинского, 15)


Генис А. А. Колобок и др. [кулинарные путешествия] – М.: Астрель; Corpus, 2010. – 414 с.
2342503-КХ

«Я люблю готовить, есть, читать и писать о еде. Кулинария, пробираясь в подсознание культуры, щедро раскрывает секреты ее чрева. Зная их, чуткий повар творит с помощью национального рецепта, связывающего историю с географией в один предельно емкий иероглиф».
Александр Генис

В этом новом, расширенном издании «Колобка» собрана кулинарная проза Александра Гениса – человека, который стал родоначальником этого жанра в России. Эта книга объединила и путевые эссе, и гастрономические этюды, и историю советской кухни, и застольный дневник автора — Генис перепробовал национальные блюда каждой страны, в которой ему довелось побывать.
К еде Генис относится, кажется, с не меньшим восхищением, чем к литературе: «Глотая книгу, как обед, и обед, как книгу, мы перевариваем содержимое переплета и тарелок, превращая чужое в свое, в себя», — так говорит Генис, что превращает его в настоящего кулинарного философа: через отношение к еде он может рассказать совершенно любую историю; но «Колобок» – это не только сборник философских рассуждений, это и прекрасная книга рецептов.
«Кашу нельзя готовить впопыхах из овсяных хлопьев. Ее нужно полчаса варить на малом огне из цельных зерен. Только тогда овес отдаст тот нежный аромат орехов, который жалко перебивать сахаром, вареньем и даже маслом».

«Все, что можно съесть стоя, не стоит того, чтобы это сделать. Питаясь по пути, мы пятимся от оседлого образа жизни к кочевому. Механизировав кулинарию, мы профанируем таинство обеда, возвращаясь к жвачным».
Именно кухня, считает Генис, а не просто труд как таковой, и сделала нас людьми.

Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/5637455/

А бесплатно почитать её же – в библиотеке им В.Г. Белинского (по адресу г. Екатеринбург, Белинского, 15)

Комментарии закрыты.