Серия «Культура повседневности»

В библиотеку им. В.Г.Белинского (г. Екатеринбург) поступили новые книги.


Богданов И. Лекарство от скуки, или История мороженого. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 192 с.
2343207-КХ

«Мороженое можно уплетать, глотать, наворачивать, слизывать, им можно лакомиться. Гладя на то, как вы едите мороженое, опытный психолог без труда определит ваш характер. Если вы надкусываете мороженое зубами – значит, вы человек решительный, а то и агрессивный. Осторожный в проявлениях своих чувств человек, неуверенный в себе, лижет мороженое кончиком языка. Про того, кто ест мороженое, слизывая его с пальца, можно сказать, что это человек открытый, не признающий условностей и комплексов, и вместе с тем неаккуратный. Человек, который медленно ест мороженое, наделен терпением и осмотрительностью; он расчетлив и бережлив. Осмотрителен и тот, кто предпочитает есть мороженое ложечкой или поддевая его кусочком вафли или печенья».
Игорь Богданов

Игорь Богданов, петербургский историк и литератор, берётся проследить в своей книге историю мороженого – начиная с III тысячелетия до нашей эры, когда в Древнем Китае впервые стали готовить замороженные десерты.

Охватывая и многие факты из мировой истории мороженого (например, рассказывая, какое мороженое ел император Нерон, какие десерты подавали на свадьбе Екатерины Медичи и как эскимо завоевало Америку), всё-таки главной темой книги автор делает историю мороженого в России.

Он рассказывает, как совершенствовались технологии производства этого удивительного продукта, как мороженое изготавливали когда-то кустари-одиночки и как в 1930-х годах в СССР появились первые фабрики по изготовлению мороженого; рассказывает о том, как осваивались новые рецепты и как относились к мороженому разные известные люди, а завершает книгу небольшой антологией, в которой собраны высказывания о мороженом поэтов и писателей.

«А какое мороженое ели в России до 1917 года? И как обстояло дело с производством и потреблением мороженого в других странах? С чего, собственно, все началось, и давно ли? Вот вопросы, на которые мы попытаемся найти ответы в этой книги. Оговорю сразу – технологические аспекты промышленного производства мороженого я оставлю стороне, поскольку не являюсь специалистом в этой области. Только специалисты знают, что на производство мороженого затрачивается около 24 часов, в процессе которых масса нагревается до плюс 860 градусов и охлаждается до минус 180. Мы с вами этого не знали (до сих пор). Меня интересует прежде всего история мороженого, прошедшего в своем развитии путь от изысканного лакомства до продукта повседневного спроса и не утратившего по прошествии веков признаков, присущих деликатесам. Без малейшего преувеличения можно сказать, что это часть истории человечества, которому ещё на заре цивилизации стало ясно, что жизнь без мороженого – скучная и пресная. Человеку ничего не оставалось, как изобрести лекарство от скуки, и он изобрел его. Проследим же, этап за этапом, перемещаясь из одной страны в другую, из века в век, в каком направлении шло развитие мороженого и к чему это самое развитие привело. То есть, другими словами, посмотрим, чем дело кончилось, чем сердце успокоилось».
Игорь Богданов

Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3391951/

А бесплатно почитать её же – в библиотеке им В. Г. Белинского (по адресу г. Екатеринбург, Белинского, 15)


Богданов И. Unitas, или Краткая история туалета. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 192.
2343217-КХ

«Есть тема, о которой публично говорить не принято, хотя она все настойчивее заявляет о себе в прессе, в прозе, поэзии и в кино. Да-да, речь идет о туалетах, об отправлении естественных надобностей. В нашем обществе эту тему до исторического периода, известного под названием «перестройка», старались обходить стыдливым молчанием, всенародно почитая неприличной. А потом пошло-поехало. В 1991 году была создана, а вскоре и напечатана поэма Тимура Кибирова «Сортиры» объемом более чем в восемьсот строк (событие немыслимое для доперестроечных лет, ибо до этого времени появлялись только анонимные надписи в одну-две строки на стенах сортиров же, тогда как о самих сортирах не писали, тем более не писали поэм). Во МХАТе сегодня с успехом идет спектакль «Нули» чешского драматурга Павла Когоута. Действие пьесы происходит в общественном туалете. Главный герой, не желающий принимать участия в социальных и политических передрягах, находит себе место смотрителя общественного туалета».
Игорь Богданов

Эта книга — об истории туалета. Сам предмет уже давно не вызывает в обществе чувства стыда или неловкости, однако исследования этой темы в нашей стране, по существу, еще не было. А между тем, туалеты появились отнюдь не с перестройкой. Во-первых, они — часть истории цивилизации, а значит, заслуживают того, чтобы стать, наконец, предметом изучения, а во-вторых, эта тема весьма актуальна и в наши дни и, как говорит автор, «напоминает о себе всем нам не по одному разу в день, а то и ночью. Молчать больше нельзя! Да и стыдиться нечего. Все там будем. И не раз».

Богданов рассказывает о том, где и как в разные эпохи и в разных странах устраивались отхожие места, пока, наконец, в Англии не изобрели ватерклозет, и как с тех пор человек продолжает эксперименты с пространством и материалом – так, что некоторые нынешние туалеты представляют собой чудеса дизайнерского искусства. Ни один вид, подвид, категорию или разновидность туалетов автор не оставляет без внимания, но сосредоточивается главным образом на истории и многообразии петербургского (ленинградского) туалета. Не забыта им, разумеется, и история туалетной бумаги.

В книге также можно найти небольшую «хронику событий», которая начинается 69 годом н. э. — когда Римский император Веспасиан обложил туалеты налогом, и завершается сентябрем 2006, когда в Москве прошел Всемирный туалетный саммит.

Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3391950/

А бесплатно почитать её же – в библиотеке им В. Г. Белинского (по адресу г. Екатеринбург, Белинского, 15)


Мельшиор-Бонне Сабин. История зеркала. – М.: Новое литературное обозрение, 2006. – 465 с.
2343210-КХ

«Существует множество способов смотреться на себя в зеркало: с опаской, с чувством стыдливости или застенчивости, с неловкостью или радостью, охотно и с удовольствием или, напротив, по принуждению и с отвращением или вызовом. В своем отражении, т.е. в зеркале, можно искать сходство или различие, родство или странность и чужеродность. Человек может доводить перед зеркалом свой облик до совершенства, но он также видит в нем, как его лицо стареет и разрушается. Человек XVIII в., привычный к будуарам, кабинетам и гостиным, изобилующим зеркалами, смотрит на самого себя совсем иначе, чем человек XII в., для которого отражение было достаточно тесно связано с дьяволом».
Мельшиор-Бонне Сабин

В Античности с зеркалом было связано множество мифов и легенд. В Средневековье целые государства хранили тайну его изготовления. В зеркале видели как инструмент исправления нравов, так и атрибут порока. История зеркала – это, как считает автор, не просто история предмета домашнего обихода, но еще и история взаимоотношений человека с его отражением, с его двойником: «Соединяя истину и видимость, внешнее и внутреннее, сокровенно личное и коллективное, зеркало вбирает в себя человеческие страсти и представления о мире». Автор книги, французская исследовательница Сабин Мельшиор-Бонне рассматривает многочисленные аспекты этого предмета-символа, описывает то поразительное воздействие, какое он оказывает на людей.

«Человек сталкивается со своим отражением и открывает себя как личность. Этот феномен, названный Ж.Лаканом «стадией зеркала», показан в книге на фоне тысячелетней истории».

Книга разделена на три части: в первой Сабин Мальшиор-Бонне рассказывает о технической стороне изобретения, производства и распространения зеркала: о примитивной технологии обработки металлов в первобытном обществе и в эпоху Античности, о длительном процессе изобретения стекла и зеркала. О сложностях амальгамирования зеркал, о переходе от выдувания стекла к процессу литья, о том, сколь значительную роль в распространении зеркал сыграли мастера из Мурано, а затем и мастера из компании в Сен-Гобене.

Две последующие части книги посвящены иным сферам существования исследуемого предмета. Жан Делюмо, французский историк религии, пишет о них так: «Сабин задаётся вопросом о природе весьма противоречивых взаимоотношений между человеком и зеркалом и о сути тех многочисленных связей философского, психологического и морального характера, что возникали на протяжении столетий между зеркалом, с одной стороны, и добром и злом – с другой, между зеркалом и Богом  и дьяволом, между зеркалом и мужчиной и женщиной, между человеком и его «Я» и отражением, между автопортретом и вероисповеданием и исповедью».

«По мере того, как индивидуум преодолевал ступени самоидентификации в процессе своего исторического существования и в процессе обретения знаний о своем теле, зеркало представляло для него средство и способ определять свои границы, так сказать, «очерчивать свои контуры, становиться видимым и отличным от других».

Человек провозглашает во всеуслышание свое право скрывать от общества своё лицо и хранить свою тайну. Чем больше будет изображений и отражений, тем глубже будет скрыта тайна. Зрение, способное одновременно вести наблюдение за многими субъектами, только заставляет отступать невидимое все дальше и дальше, и зеркало всегда будет тревожить воображение человека, ибо мысли о том, что в зеркале есть нечто, чего там в действительности нет, всегда будет преследовать его неотступно».
Мельшиор-Бонне Сабин

Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2431264/

А бесплатно почитать её же – в библиотеке им В. Г. Белинского (по адресу г. Екатеринбург, Белинского, 15)

Комментарии закрыты.