Ботаники, изменившие мир
В библиотеку им. В.Г.Белинского (г. Екатеринбург) поступила новая книга.
Циттлау Й. От Диогена до Джобса, Гейтса и Цукерберга. «Ботаники», изменившие мир. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
2347468-КХ
«Ботаники? Это, что ли, о цветочках?» – мама не поняла, о чем пойдет речь в моей новой книге. «Вероятно, проблема поколений, – подумал я. – Ей все-таки уже за 80». Я попытался объяснить, сделав акцент на окончании: «Нет, не ботаника, а ботаники! Это такие чудаки в очках с толстыми линзами, которые могут часами говорить о чем-то заумном, что никому не интересно. Только ботаникам. У вас в школе наверняка такие были».
Моя мама немного подумала и ответила: «Нет, таких у нас не было».
Йорг Циттлау
Йорг Циттлау — известный немецкий журналист, биолог и философ, автор многочисленных научно-популярных книг, которые переведены на 19 языков.
В своей книге «От Диогена до Джобса, Гейтса и Цукерберга» Циттлау берётся проследить историю «ботаников», которые, как он считает, делятся на две категории: те, которые предположительно появились только в 1950-е годы, и те, кто жил давно. «В истории человечества ботаники существовали всегда, – приводит он цитату профессора Матиас Мертенс из университета Хильдесгейма. – Так же, как во все времена были денди и яппи».
В основе книги Циттлау находится его уверенность в том, что у ботаников длинная и богатая история. Они не появились вдруг в век компьютеров в компании википедистов и хакеров; само это понятие возникло не в 1950-х годах, когда оно стало синонимом слов «дурак», «чокнутый», «зубрила» и «узколобый специалист». «Ботаники, — пишет Циттлау, — существуют намного дольше, скорее всего столько же, сколько существует человек разумный. Однако раскрыться они смогли, только когда древние люди распрощались с примитивным образом жизни собирателей и охотников и постепенно стали позволять своим немного странноватым соплеменникам заниматься их – пусть на первый взгляд и бессмысленными – делами. Особенно часто ботаники как явление появляются в относительно спокойные и продуктивные эпохи мировой истории».
Ботаники могут существовать лишь там, где стараются терпеть их своеобразную натуру и не показывать открыто пренебрежение. Именно поэтому, считает Циттлау, они являются неким показателем степени свободы слова и возможностей индивидуума: общество тем либеральнее, чем естественнее ведут себя в нем интеллектуалы. Поэтому история ботаников так же изменчива и настолько же увлекательна, как и история свободы.
«Ботаник делает перевороты, он создает – в этом его сущность. Он – движущая сила изменений и прогресса. Интеллектуалы не любят быть у власти. Это им так же чуждо, как и хорошая прическа.
Кроме того, история показывает, что ботаники могут освоить совершенно любую сферу деятельности. Если вы считаете, что они занимаются лишь математикой, естествознанием и информатикой, то это обычное предубеждение. Например, Фридрих Ницше мало интересовался физикой и математикой – его слабостью были музыка, философия, древнегреческая культура, а также проблемы окружающих людей (особенно женщин). Альберт Эйнштейн увлекался физикой, а также музыкой, политикой и, конечно, женщинами, с которыми он, правда, никак не мог наладить отношения. Искусство оказалось «инфицировано ботанизмом» начиная с Микеланджело, а музыка попала под влияние этого явления благодаря таким великим композиторам, как Моцарт и Бетховен».
Йорг Циттлау
Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/17532941/
Ознакомиться с текстом в интернете — на сайте «Либрусек»: http://lib.rus.ec/b/412113/read
А бесплатно почитать её же – в библиотеке им В.Г. Белинского (по адресу г. Екатеринбург, Белинского, 15)
7 августа, 2013 в 14:27
не про книгу, а про жизнь:
Очень ценю, что с ботаниками сталкивалась на протяжении своего жизненного пути: и в детстве, и в юности, и теперь). Это и счастье, и несчастье одновременно. Они не могут вписаться в СИСТЕМУ, они не будут делать так, «как надо». Они действительно СОЗДАЮТ, а не плывут по течению и не отсиживаются в теплом месте. Их не любит начальство, коллеги их часто не понимают. Передовые идеи одного знакомого мне «ботаника» доходят до мозгов его руководителей через 1-2 года. Да, эти люди двигают прогресс, но по пути им приходится выживать, выставляя защиту от окружения.
Не обижайте ботаников и гениев, пожалуйста! 🙂