О книгах и путешествиях
За последние годы путешествия по России стали куда большей экзотикой и роскошью, чем поездки в дальние страны. Среди моих знакомых есть девушка, которая отдыхала на Шри-Ланке, но нет никого, кому удалось бы добраться до Камчатки. В Турции и Египте были все, в Праге и Барселоне — практически все. Даже в Японии побывало несколько человек, а на Байкале — только один. Конечно, я знаю, что вы мне сейчас скажете. Инфраструктуры нет, билеты дорогие, дороги отвратительные. Я готова ответить, что если не ездить, то и дорог не будет никогда. Тут вы повысите голос и поведаете чудовищную историю про одного своего знакомого, который поехал, так и быть, отдыхать в Сочи. И про другого, рискнувшего перекусить в привокзальном буфете. А я на это вспомню, как буквально на днях мне рассказывали про автомобильное путешествие по европейской России, про Изборск и Владимир, про Елец, который оказался волшебным городом из крапивинских книжек: неспешная река, босые мальчики спускаются к реке. Конечно, это Елец глазами читающего человека. Но ведь нас не так уж и мало. Тех, кто может, подобно героине моего любимого фильма, сказать: «Всё, что я вижу вокруг, напоминает мне о прочитанных книгах». Может быть, чем больше (и лучше) нами прочитано, тем больше мы способны разглядеть в окружающем нас мире?
Мне кажется, что в заветном чтении нашей юности было слишком мало русских книг, бесспорно привязанных к определенному месту на карте родины. Москву и Петербург-Ленинград исключаем, да? Ну да, «Два капитана» и Псков, выступающий под псевдонимом. Кисловодск в «Княжне Мэри». Бежин луг, Мещерская сторона, а дальше — лес, поле, тайга, дача, просто деревня, просто город. Нет в Екатеринбурге, Белгороде или несчастном Хабаровске таких маршрутов, которыми ходят наши любимые герои. Нет там домов, куда приводят гостей города, чтобы показать тот самый, вроде бы, балкон. Нет, наши герои живут в Париже и умирают в Венеции, блуждают по Лондону, плывут по Миссисипи, стынут от ужаса на мосту Ponte Vecchio. Как хорошо читалось летней ночью, в деревне, про невозможные города — Антверпен, Гент, Брюгге. И насколько ближе они теперь, чем Воронеж, Томск и Тула… Вся Россия похожа сегодня на большую библиотеку непрочитанных книг. Но иногда стоит только открыть один из этих молчаливых томиков, чтобы понять — ты дома. Как в той книжке, которую тебе, конечно, читали в детстве, но которую ты с тех пор никогда не перечитывал.
22 августа, 2013 в 15:45
Чердынь и окрестности получили такую книгу и путешественников, которые едут на «Зов Пармы». Но мои попутчики больше интересовались зданием больницы, из окна которой выбросился Мандельштам.
Я сама путешествую мало, но постоянно слышу истории, как кто-то смог ориентироваться в Париже, Риме или Одессе благодаря прочитанным прежде текстам. Зато я сходила на экскурсию по «Повести, которая сама себя описывает» и посмотрела на ВИЗ и район старой электростанции (полуостров Большой Конный) через текст, а в октябре помимо этой экскурсии журнала «Урал» появится экскурсия по Вторчермету Бориса Рыжего.)))
22 августа, 2013 в 16:14
Валя, быстренько оформи авторские права (запатентуй) чудесную фразу — «Вся Россия похожа сегодня на большую библиотеку непрочитанных книг». 🙂
22 августа, 2013 в 16:14
Вторчермет Рыжего — это очень правильно! ))
22 августа, 2013 в 16:16
Да ладно, Рита, мне не жалко, пользуйтесь! 🙂
23 августа, 2013 в 12:38
Валя, еще Вторчермет — http://magazines.russ.ru/zvezda/2013/8/5s.html
23 августа, 2013 в 12:47
Вот ведь, набирается материал!
24 августа, 2013 в 17:40
Да, экскурсовод этой экскурсии хочет рассказывать в том числе и о Сосновском, но я за более конкретный сюжет.
15 сентября, 2013 в 23:35
Валентина Петровна, прошу простить мою необразованность…. А из какого фильма эта цитата? “Всё, что я вижу вокруг, напоминает мне о прочитанных книгах”
18 сентября, 2013 в 16:15
Полина, это, наверное, из фильма «Вам письмо».)))
19 сентября, 2013 в 1:24
Конечно, Маринка, это оттуда! )) Полина, мне кажется, это кино должно тебе нравиться
20 сентября, 2013 в 16:04
Спасибо! А я его не видела. Придется исправляться)