Акунин-Чхартишвили, Аристономия

19 января, 2014 Рубрики: Бестселлеры в Белинке Автор: Написать автору

г.Екатеринбург, Библиотека им. В.Г.Белинского

Наверное, когда Григорий Чхартишвили (Борис Акунин) писал свой новый, непохожий на другие роман, он рассчитывал, что термин «Аристономия» когда-нибудь прочно войдет в активный словарный запас читающей интеллигенции. Возможно, так оно и произойдет, ведь «аристономия» претендует на определенную философскую категорию, о которой герой книги, по тексту, сочинил целый трактат. Аристономия обозначает «закон всего лучшего, что накапливается в душе отдельного человека или в коллективном сознании общества вследствие эволюции». Сам Чхартишвили назвал «Аристономию» «романом-идей» и «первым своим серьезным романом».

Двойная фамилия на обложке характеризует структуру «Аристономии», которая состоит из двух литературных произведений. Первое — это художественный роман, действие которого разворачивается, в основном, после 1917 года, во время гражданской войны, и его автор — один из самых издаваемых отечественных беллетристов. Второе – небольшое философское эссе из нескольких глав, в котором Чхартишвили делится своими размышлениями на тему общественно-этических ценностей.

Кто же это такие — аристономы? «Человека можно назвать аристономом, если он стремится к саморазвитию, обладает самоуважением, ответственностью, выдержкой и мужеством, при этом относится к другим людям с уважением и эмпатией», — объясняет автор. Аристоному совершенно необязательно быть, например, ученым или даже просто хорошо образованным человеком. Он может быть сапожником или дворником. Но таким сапожником и таким дворником, который проникнут сознанием важности и нужности своей работы, которая стала для него настоящим призванием. Ведь саморазвитием можно заниматься в какой-угодно области — лишь бы к ней лежала душа.

Очевидно, что все разговоры, которые ведут герои книги, – это сегодняшняя полемика, сегодняшние споры — о народе, интеллигенции, власти, праве. Эта полемика, если убрать некоторые детали предреволюционного времени, вполне вписывается в наш сегодняшний контекст. Недаром сам Чхартишвили признался, что не планировал публиковать этот роман при жизни, очень долго над ним работал и не планировал так рано его заканчивать, но всплеск массовой активности в декабре 2011 года в связи с выборами заставили его поскорее завершить и издать роман. Главным для автора, по его словам, было внутреннее ощущение сходства событий: русской революции и смуты 1917 – 1921 годов и массового недовольства фальсификациями выборов, которое вылилось в митинги протеста. Ну и вполне предсказуемая характеристика «послушного» населения времен гражданской войны в контексте современности: «Население нашей страны пока находится в детском состоянии. Дети эгоистичны, невоспитанны, иногда жестоки, а главное — не способны предвидеть последствия своих поступков. Историческая вина правящего сословия заключается в том, что оно плохо развивало и образовывало народ, всячески препятствовало его взрослению. Притом из вполне эгоистических интересов. Ведь дети послушнее, ими легче управлять. Можно не объяснять, а просто прикрикнуть, не переубеждать, а посечь розгами, можно не слушать их требований, высказанных косноязычным детским лепетом».

Акунин обмолвился в одном из интервью, что в голове его сложилась целая сага «про последний век российской истории» и что роман «Аристономия» — лишь первая часть. Видимо, судьба продолжения зависела от того, как именно роман будет принят публикой. Но тут нет какой-то однозначной точки зрения. Часть критиков посчитала роман провалом, а его главного героя Антона Клобукова — как человека, не имеющего права писать трактат об аристономии. Чтобы иметь право на подобный трактат, Антон должен был в первую очередь в себе воспитать аристонома, но этого не произошло. И на кого же равняться в критический момент, если по сути равняться не на кого?.. С другой стороны, некоторые критики увидели в романе интересные параллели с современностью и высказались за продолжение романа.

Читателю предоставляется возможность прочитать роман и самому определить, на чьей он стороне — автора или негодующей критики. Тем не менее, роман действительно можно назвать необычным для стиля Акунина. И своего рода его «первым настоящим» романом.

Акунин-Чхартишвили, Аристономия. роман. Москва : Захаров , 2012 — 539, [1] с. ; 21 см
Свердловская ОУНБ; КХ(А); Шифр 84Р6-4; Авторский знак А442; Инв. номер 2339857-КХ(А)

Приобрести книгу можно здесь

Ознакомиться с текстом книги можно здесь

Метки: ,

Комментарии закрыты.