«Ленинские места»
На афише выставки — фотография Сергея Потеряева, сделанная на одном из участков Алапаевской узкоколейки.
31 января в Музее советского наива в Перми открылась выставка «Ленинские места». Когда мы с моим товарищем по работе Дмитрием Москвиным размышляли над названием, то вот что отметили: ленинские места — это некое общее место, словосочетание из прошлого, очевидное, скучное, хотя в свое время Валентин Катаев и показал, как не без удовольствия можно жить на фоне ленинских мест — на Капри или в Париже, а Шушенское и Разлив еще для моего поколения остаются географические ориентирами. Но вот если изменить порядок слов, получим «места ленинские», Россию как тюремный двор, а Ленина как вечного каторжника. Все эти мотивы: место в пространстве, порабощение обстоятельствами, пребывание в вечности (и смерть тут в помощь) — надеюсь, получилось на выставке представить.
Речи на открытии выставки. С порога выставочного зала зритель видит эскиз 1963 года к знаменитой картине «1918» Геннадия Мосина и Миши Брусиловского из Пермской художественной галереи. В начале 1960-х картины с Лениным могли будоражить общество и менять ощущение художественного сообщества.
Выставка в Перми продолжает то исследование, что было начато с год назад выставкой в библиотеке «Утра и отсутствие. Ленин в книгах».
В коллекции Пермской художественной галереи были найдены отличные литографии Соломона Боима (с нескончаемыми очередями в Дом союзов) и Николая Жукова (с иллюстрацией к стихотворению Веры Инбер). Над «хрустальным гробом» с книгами 1924-1925 годов на смерть Ленина «нависает» Дзержинский.
Книги — из фонда Библиотеки им. В. Г. Белинского, только избранное из изданного в первый год после смерти В. И. Ленина.
На новой выставке в центре внимания оказываются не книга и воспоминания о вербальных образах (впрочем, рожденные книжным словом воспоминания о книжных образах Ленина имеют форму скорее мыслительных и поведенческих паттернов, чем только лишь вербальных образов). Выставка — ряд историй о том, какими инструментами ковался культ Ленина, как внутри традиции могли появляться новаторские с точки зрения социального эффекта образы-произведения, как ключевой стала и остается история осмысления смерти, наконец, что делать с памятниками Ленину сегодня, с изобилием образов. Последнее больше вопрос, потому что невозможно дать один ответ для всех мест и людей.
Раскрашенный гуашью бюст Ленина стал пока самым обсуждаемым и фотогеничным экспонатом выставки. Вроде бы ход характерный и распространенный, но по-прежнему провокативный.
Художник из Екатеринбурга Петр Малков увлекся созданием своей «Лениниады» в 1988 году. Гипсовый бюст Ленина работы скульптора Беленка 1979 года был раскрашен в 2000 году и происходит из коллекции Уральского Музея Молодежи (ныне хранящейся в Музее истории Екатеринбурга). По словам художника выбор палитры определялся тем, что сине-желтая гамма — это «спектр трупных пятен разложения и распада». Рядом экспонируется видеоработа Дмитрия Виленкого: на дворе 2000-е, а люди по-прежнему фотографируются на фоне Мавзолея. На выставке они фотографируются рядом с бюстом — травестийный образом Ильича
На выставке показываются произведения художников и фотографов Соломона Боима, Дмитрия Виленского, Рината Волигамси, Николая Жукова, Василия Завьялова, Виталия Комара и Александра Меламида, Марии Кошенковой, Сергея Максимишина, Георгия Малакова, Петра Малкова, Петра Митурича, Геннадия Мосина и Миши Брусиловского, Николая Павлова, Сергея Потеряева и Федора Телкова, группы «Синие носы», Петра Староносова, Андрея Сяйлева, Ивана Тузова, Пьера Паоло Патти и Чиро Витале, Джеймса Аугера и Джимми Луазо, Дмитрия Булатова.
Организатор выставки: Фонд поддержки культурных проектов «Новая коллекция.
Партнеры: Музея истории Екатеринбурга, Пермская государственная художественная галерея, Музей PERMM, Свердловская областная библиотека им. В. Г. Белинского, Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина.
Особая благодарность Наиле Аллахвердиевой, Дмитрию Булатову, Елене Козьминой, Марии Нечаевой, Владимиру Селезневу, Александру Сорину и Уральскому филиалу Государственного центра современного искусства. Когда я пыталась подсчитать, сколько людей в итоге так или иначе работало над созданием выставки, помогало советом и делом, на пятом десятке остановилась — и это не считая художников, работы которых были представлены на выставке.
Мне очень понравился выставочный зал в музее. Библиотеке бы такой зал, и можно было бы сделать новую хорошую выставку о стенных газетах и оформительской работе (я нашла новый интересный фотоматериал) или о вышивке как живописи, развлечении и символической работе.
Для выставки росписи стен выполнил пермский художник Алексей Щигалев (Хром). Мы оттолкнулись от образов авангардного искусства рубежа 1910-20-х годов. Ленин авангардное искусство не принимал, но выставка ведь не о нем, а о его образах. Как не вспомнить, что когда-то Ленин был авангардным политиком.
На выставке можно увидеть лениниану серьезную — ксилографии Петра Староносова 1930-х годов — и современный вариант ленинской мифологии — коллажи Рината Волигамси, собранные в серию «Неофициальный альбом» (2005–2006). 22 апреля 2010 года блогер Финский Робот опубликовал подписи к коллажам — историю «Ленины-братья. Великой дате посвящается…»
Художники Джеймс Аугер и Джимми Луазо не о Ленине думали, начиная проект «Загробная жизнь» (Afterlife). Куратор Дмитрий Булатов, работающий с технологическим искусством, представляя произведение в России на своих лекциях не может не вспомнить Ленина.
Видеофильм о проекте «Загробная жизнь» и комментарии Дмитрия Булатова представлены в компании произведений 1930-х, 1940-х и 1970 года. Ленин смотрит на самолеты на аэродроме в Жювизи, самолеты летают над памятником у Финляндского вокзала. Разные народы стоят в очередь в Мавзолей, Ленин запихивает бревно в топку паровоза. Работа британских художников — о жизни после смерти на пользу любимым, о том, как вечность встречается с бытом.
«Замороженный лидер» Марии Кошенковой — скульптура из стекла. Произведение о двусмысленном восприятии образа, ледяной корке, что вытесняет знание. Ленин тает или отвердевает, пульсирует как медуза. Для художницы важен еще один сюжет: она создавала работу путем снятия формы с давнего бюста, выполненного в традиции советской пропагандистской скульптуры, — и для нее это повод говорить в том числе об условиях интереса к образу, о существовании художника в отношениях с заказчиком.
В 90-летие со дня смерти Ленина открылось несколько выставок. Меня согревает мысль, что наша выставка — результат поэтического восприятия реальности, личная инициатива.
Фотографии: Иван Козлов, Дмитрий Москвин, Александра Нигматулина.