От Рима до Токио

В библиотеку им. В. Г. Белинского (г. Екатеринбург) поступили новые книги.


Сонькин В. Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу. М.: Corpus; АСТ, 2013. – 606 с.
2351055-КХ

«Незнакомый город пугает странника пестротой и беспорядком, путеводители – перечислением бесконечных дат и фактов. Это особенно обидно в Риме: там на месте убийства Юлия Цезаря греются на солнце десятки бездомных кошек, а бюрократы из министерства финансов сидят над скелетами весталок, казненных за нарушение обета целомудрия. Вызвать смутные тени со страниц древних писателей и скучных учебников, поставить их там, где они при жизни любили, сражались, торговали, плели интриги, — вот задача нашей книжки. Если вы собираетесь в дорогу или недавно вернулись из Вечного города, только мечтаете о нем или предпочитаете путешествовать, не вставая с кресла — эта книга для вас».
В. Сонькин

Виктор Сонькин — филолог, специалист по западноевропейской и славянской литературе, журналист, переводчик-синхронист и преподаватель. Но кроме всего прочего, он увлекается античностью и путешествиями. На стыке этих двух интересов и возникла книга «Здесь был Рим».
В попытке объяснить, что представляет из себя его книга, Сонькин замечает, что все книги о городах и странах, рассчитанные на любителей истории, в наши дни делятся на две основные категории: одни подробно описывают здания, руины, методы строительства, размеры и архитектурные особенности древних памятников; другие исходят из того, что можно путешествовать во времени, и объясняют, как прожить в древнем Риме на пять сестерциев в день.

Эта же книга, — говорит Сонькин, — устроена иначе. Она рассказывает не столько о камнях и пьедесталах, сколько об историях, которые за ними стоят: «Одно дело — просто проходить мимо здания Министерства финансов, где и развалин-то никаких нет; другое дело — знать, что на этом месте некогда было «Проклятое поле», где хоронили жриц-весталок, нарушивших обет целомудрия, и их кости до сих пор лежат где-то здесь, под землей, совсем рядом».

«Большинство путешественников бродят по Риму, ничего не видя: между ними и великим Римом – две тысячи лет, метры почвы и глины. Виктор Сонькин в своей книге уничтожает эти преграды, позволяя сквозь нынешний итальянский пейзаж увидеть всю жестокость, величие, роскошь и сложность жизни, кипевшей тут в конце прошлой и начале нынешней эры. Сонькин – рассказчик, с которым можно сравнить, пожалуй, только Светония: оба превосходно чувствуют главное в Риме – вкус к подвигу и пороку, презрение к жизни, бешеную гордыню, ответственность за мир, абсолютную святость долга. Цезарю бы понравилось, как Сонькин все это описал».
Дмитрий Быков

Купить эту книгу можно здесь: http://www.labirint.ru/books/366295/

А бесплатно почитать её же – в библиотеке им В. Г. Белинского (по адресу г. Екатеринбург, Белинского, 15)


Прасол А. Ф. От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава. М.: Астрель; CORPUS, 2012. – 525 с.
2351132-КХ
2351149-КХ

«Сёгуны из клана Токугава правили Японией с 1603 по 1867 год. То был вчерашний день нынешней Японии — той Страны восходящего солнца, которую знаем мы. За два с половиной столетия правления Токугава сложились бытовые привычки японцев, их представления, стереотипы, удивляющие многих за пределами Японии».
А. Прасол

Александр Прасол — ученый, проживший более двадцати лет в Японии и посвятивший более сорока лет изучению ее истории, культуры и языка; автор нескольких книг, в том числе «Япония: лики времени», попавшей в шорт-лист премии «Просветитель» в 2010 г.

Эпоху Токугава, о которой идет речь в этой книге, отличают две особенности: во-первых, это был последний этап семисотлетнего воинского правления. Воины-самураи, которые в предыдущие четыре столетия убивали не только противников, но в критическую минуту и самих себя, занялись сугубо гражданским делом — обустройством своей страны.

Вторая особенность – это закрытость страны в годы правления сёгунов Токугава: «Сведя к минимуму внешнее влияние, воины-управленцы утвердили в японском обществе идеологию и порядок, которые считали правильными. Формально воинское правление завершилось в 1868 году восстановлением императорской власти, но ставшие новыми графами и князьями потомственные самураи еще долго оставались ведущей силой японского общества и определяли пути его развития».

«Постигая прошлое, лучше понимаешь настоящее» — это древнее китайское изречение вошло в японскую культуру и стало, как говорит Прасол, «маленькой частью большой народной мудрости». Токугавская жизнь японцев во многом определяет то, как они живут сегодня. Эта книга написана для тех, кто интересуется этой жизнью — жизнью вчерашней и сегодняшней Японии.

«Писать о прошлом, которого сам не видел и не испытал, всегда трудно. Особенно, если это прошлое другой страны и другой культуры. Сохранившиеся о нем сведения, во-первых, неполны, во-вторых, не всегда точны, в-третьих, всегда субъективны. Потому что оставлены нам такими же простыми смертными, которые по части объективности далеко не боги. Это даёт некоторые основания для экстремальных утверждений вроде того, что изучать историю вообще нет смысла, ибо объективно познать прошлое невозможно в принципе. Такие утверждения делаются регулярно, но исторические книжки все равно пишутся, а некоторые их еще и читают.

Причин тому, видимо, две. Первая: эволюционно-биологически обусловленное любопытство разумного животного под названием “человек” ко всему непознанному. Вторая: обусловленная тем же самым наша способность оперировать неполным и неточным знанием. Без нее многие поколения наших предков просто не выжили бы в мире, о котором они мало что знали. Но зато они понимали, что знание прошлого помогает в настоящем — вынесенная на обложку книги восточная мудрость тому свидетельство. Так что любой читающий эти строки имеет полное право считать себя типичным представителем разумного человечества. Впрочем, как и автор этой книги, взявшийся писать о том, чего сам не видел. У него, у автора, вышеназванные эволюционно-биологические черты тоже присутствуют.

Что из этого следует? То, что по ходу чтения книги у читателя на совершенно законных основаниях могли и должны были возникать сомнения: а точно ли так все было на самом деле? А бывало ли по-другому?

Конечно, бывало и по-другому. Что-то происходило не так, как описано в книге, но сведения об этом либо не сохранились, либо оказались недоступны автору. Искренне надеюсь, что принадлежащий к разумному человечеству читатель это понимает. Свою главную задачу автор видел в том, чтобы не написать того, чего в действительности не было вообще. Если это удалось, значит, был смысл складывать слова в предложения, абзацы и главы этой книги».
А. Прасол

Купить эту книгу можно здесь: http://www.labirint.ru/books/367318/

А бесплатно почитать её же – в библиотеке им В. Г. Белинского (по адресу г. Екатеринбург, Белинского, 15)

Комментарии закрыты.