Степнова М. Л. Женщины Лазаря
г.Екатеринбург, Библиотека им. В.Г.Белинского
Известность Марине Степновой принес роман «Хирург», вышедший в 2005 году и вошедший в длинный список «Национальный бестселлер». Но в виду плохой раскрутки романа издательством, полного отсутствия рекламы, большого шума вокруг первого романа не произошло. Хотя позже критики сравнили его с «Парфюмером» Зюскинда и высказывались о нем весьма благожелательно. По-настоящему известным стал ее роман «Женщины Лазаря», который в 2012 году завоевал премию «Большая книга». Также данный роман вошел в шорт-листы премий «Русский Букер», «Национальный бестселлер» и «Ясная Поляна» в 2012 году. Книга стала одной из самых раскупаемых в Москве, даже несмотря на характерную рекламу под эгидой «женская проза».
«Женщины Лазаря» — роман с элементами семейной саги, описывающий жизнь героев на фоне исторических событий, складывающихся на протяжении всего ХХ века. Очень интересно построено повествование. Главы поделены между главными героями, так что картина собирается фрагментарно, кусочками, по разными временным эпохам, но при этом сохраняется ощущение целостности романа. Некоторые читатели отмечают, что читать данный роман становится зачастую тяжело, так как характерная особенность стиля Степновой — сложные словесные конструкции и тяга к альтернативной истории. Однако, к такому стилю читатель быстро привыкает, не переставая удивляться необычным метафорам и многочисленным деталям, завуалированным в подтексте.
Книга описывает жизнь великой страны и великого времени через три женские истории. Три судьбы, сплетенные в тугой канат повествования, плавно перетекают одна в другую. Всех женщин связывает главный герой Лазарь — еврейский физик, гениальный ученый, впрочем, гениальность которого по сюжету книги практическим путем никак не подтверждается. Впрочем, Лазарь Лундт здесь не столько главный герой, сколько сюжетонесущая конструкция, на которую нанизаны женские судьбы: Жена Учителя Лазаря (она же Мать), собственно Жена Лазаря и, наконец, родная внучка Лазаря. Эти три судьбы отражают основные вехи жизни Лазаря и основные вехи истории.
Действие в романе охватывает мировые и гражданскую войны, годы Большого Террора и даже перестройку. «Тридцать седьмой год, восемнадцатый, сорок первый, девяносто восьмой — это все были годы чьей-то жизни, — заявляет писательница в одном из интервью, — женщины рожали детей, парочки целовались, кто-то страдал от ревности или гриппа — и это все так же важно, как и революции, народные стройки, войны. Может быть, даже важнее.» Степновой было важно показать, что только очень простые вещи, которые часто кажутся незначительными — любовь, семейное тепло, домашний уют, преданность, — только они по-настоящему важны для человека. Только любовь делает человека человеком.
Другой вопрос, который волнует писательницу — проблема гениальности главного героя. «Мне хотелось показать жизнь гения, который не нуждается в своей гениальности. Слово «дар» — оно ведь не случайно. Талант — именно дар Божий. А теперь представьте, что у вас этот дар есть — со всеми обязательствами, которые он накладывает на человека. А вы не хотите быть гениальной балериной или выдающимся физиком. Но ничего уже не поделаешь — надо жить с этим даром, не жить даже — выживать. Мне кажется, это очень трудно.»
Что касается отношения к роману критики, то однозначных отзывов, как и всегда, найти не удастся. Каким-то критикам роман показался с большой натяжкой претендующим на что-либо, без серьезных новаторских идей и качественных вариантов исполнения. Другие критики признают, что в романе определенно присутствует новаторское начало, что произведение не лишено «премиального блеска.» В любом случае самым главным критиком всегда остается обычный читатель, для которого, собственно, книга и создавалась. В связи с чем предлагаем читателям самостоятельно ознакомиться с романом, чтобы сформировать наиболее правильное представление о нем.
Степнова М. Л., Женщины Лазаря. роман. Москва : Астрель , 2012 — 444, [1] с. ; 21 см (Проза: женский род)
Свердловская ОУНБ; КХ(А); Шифр 84Р6-4; Авторский знак С794; Инв. номер 2342842-КХ(А)
Приобрести книгу можно здесь
Ознакомиться с текстом книги можно здесь
Метки: художественная литература