Портер М. Международная конкуренция
г.Екатеринбург, Библиотека им. В.Г.Белинского
Книга Майкла Портера «Международная конкуренция» была выпущена нью-йоркским издательством «Фри пресс» в 1991 году и привлекла пристальное внимание деловых кругов, государственной администрации и научно-университетских учреждений США и многих других стран рыночной экономики. С тех пор книга не переиздавалась в России, так как исключительное право выпуска книги на русском языке предоставлено издательству «Международные отношения», и оригинал данной книги на данный момент трудно достать в интернет-магазине и невозможно — в розничной торговле. И тем ценнее для нас тот факт, что ее всегда можно найти в библиотеке им.Белинского для индивидуального прочтения.
Самые авторитетные специалисты в мире бизнеса оценили появление этой книги как сенсацию, как настоящий переворот в традиционных представлениях о международной торговле и конкуренции, об источниках успехов и прибылей сегодня и завтра. Особую ценность этому капитальному труду придает насыщенность фактическим материалом и статистическими выкладками. Книга представляет интерес для всех, кто занимается проблемами перестройки экономики и обеспечения конкурентоспособности производства.
В основе книги — анализ успехов и неудач в практике свыше ста отраслей десяти стран. В работах, посвященных проблемам рынка, дело, как правило, ограничивается оценкой имеющегося опыта. Портер идет дальше. Он высказывает конкретные соображения и дает практические советы на будущее. Особо разбирается сфера услуг — наиболее динамично развивающаяся часть международного бизнеса, серьезно воздействующая на отрасли материального производства.
На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны Конкурентные возможности фирмы не ограничиваются границами стран их базирования Конкурентная стратегия должна учесть структуру отрасли и процесс ее изменения
Действует 5 сил конкуренции:
o угроза появления новых конкурентов;
o угроза появления товаров и услуг, являющихся заменителями;
o способность поставщиков комплектующих товаров торговаться;
o способность покупателей торговаться;
o соперничество конкурентов между собой
Конкурентное преимущество получают фирмы, базирующиеся в тех странах, которые позволяют быстрее накопления специализированных ресурсов и навыков.
Портер создает теорию «национального ромба», которая и объясняет суть международной конкуренции. Во главе теории автор ставит факторы, которые страны получают в наследство (ресурсы, климат) и приобретенные факторы, которые страна обеспечила накоплением в процессе своего исторического развития. Он делит их на другие группы: общие, которые влияют на развитие многих отраслей, и специфические, влияющие на развитие какой-либо определённой отрасли. Влияние на общие факторы даёт больший мультипликативный эффект, с другой стороны, специфические факторы обеспечивают более устойчивое преимущество.
Портер доказал, что более выгодные позиции на мировом рынке имеет страна с развитым спросом (спросом, который отличается высокими требованиями к качеству товаров и высокой чувствительностью к новизне товаров). Работая на таком рынке, национальное производство выпускает более конкурентоспособный товар, т.к. у него более высокое качество, а с другой стороны эти производители могут на внутреннем рынке попробовать этот товар и улучшить его.
Если уровень конкуренции высокий, то эти производители отличаются более высокой готовностью к конкуренции на внешнем рынке и знают, как выработать правильную стратегию на таком рынке.
По мнению Портера, конкурентоспособность конечного продукта зависит от качества комплектующих и ресурсов, из которых делается этот продукт. Следовательно, для того, чтобы улучшить позиции на внешнем рынке, надо стимулировать развитие кластеров — группы взаимосвязанных отраслей.
При этом государство может влиять на все указанные характеристики за счет таможенной, налоговой, финансовой, бюджетной политики, обеспечивая большие стимулы развития определённых секторов экономики.
В отдельную категорию Портер выделяет непредсказуемые изменения цен на мировом рынке, стихийные бедствия, политические катаклизмы, которые и завершают его теорию «национального ромба».
В итоге Портер приходит к выводу, что можно управлять процессом повышения внешней конкурентоспособности национальных товаров за счет влияния на определённые группы факторов.
Свою теорию конкурентных преимуществ автор называет в высшей степени оптимистичной. И это вполне соответствует основополагающей идее Портера о том, что возможностями для процветания обладают все страны и все фирмы. Здоровый процесс экономического совершенствования способен обеспечить повышение уровня жизни всем народам.
Знакомство с книгой позволит избежать многих ошибок. Основная цель автора — способствовать тому, чтобы фирмы и правительства по-настоящему прониклись заботой о поддержании конкурентоспособности.
Портер М., Международная конкуренция. Конкурент.преимущества стран:Пер.с англ.. М. : Международные отношения , 1993 — 896с. ; 25см см
СОУНБ; Шифр 65.5; Авторский знак П60; Формат Б; Инв. номер 2185923-ЕФ
СОУНБ; Инв. номер 2181313-ЕФ
Приобрести книгу можно здесь
Метки: Бизнес-литература, Деловой бестселлер, Макроэкономика, Экономика
22 ноября, 2016 в 15:55
я географ