Петербург. Белые ночи. Арбикон.
Самый запоминающийся доклад на состоявшейся VI научно-практической конференции «Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации» — доклад А. И. Племнека. Что удалось записать (полностью текст доклада будет опубликован на сайте Арбикона):
— находимся в беспределе электронных документов. Информации столько, что ее некогда анализировать. Человечество не успевает из информации сделать знания. Храние информации требует существенных затрат, например, библиотека Конгресса тратит 2 млн. долларов на хранение 1 петабайта документов (всего у библиотеки Конгресса 7 петабайт электронных документов). Это расходы на электроэнергию.
— в 2010 году прирост электронной информации составит 25 %, 70 % новой информации будет создано отдельными пользователями
— информация на бумажных носителях составляет 0,0001 %, причем это офисные документы
— книги составляют 2,4 % от 0, 0001 %
— основной канал распространения информации — телефон, по интернету только 2 %
— зарубежные библиотеки находятся в кризисе и многие закрываются, т.к они не могут конкурировать с мощными информационными фирмами. Новая парадигма библиотечного дела за рубежом — надо учить пользователей публиковать новую информацию.
В конце доклада был задан риторический вопрос: лавина информации — бедствие или шествие свободы?
27 июня, 2008 в 21:56
Наверное при спекулятивной экономике другого быть не может. К тому же, думаю, «лавина информации» — следствие стремления к публичности ее представления и беспрерывной доступности и желания все архивировать. Это такой страх потерять память, уникальность своего опыта, потеряться. Разве нас так смущают телефонные разговоры и личные беседы? Пока они остаются только речью?
Если бы библиотеки предоставляли доступ к текстам не моментально, а по заявке, им не пришлось бы хранить столько информации, часто не самой востребованной, на серверах, потреблять электроэнергию и т. д. Люди порой переоценивают степень собственной занятости, скорости своей жизни, но вот было бы замечательно, если бы тот или иной сервер библиотеки мог бы включаться по требованию на расстоянии: в постоянно доступном каталоге содержалось бы описание ресурса, а для доступа к нему один компьютер связывался бы с другим, где хранится текст, но пока отключенном от электросети, и мог бы его включить и запросить доставку необходимого документа на компьютер читателя.
Библиотеки могли бы производить экспертизу текстов — на релевантность и оригинальность. Качество, думаю, всегда итог соответствия нормам некоторой «цензуры», будь то равенство вещи шедевру средневекового ремесленника или текста поэмы — «Божественной комедии» или хотя бы правилам грамматики. Возможно, разного рода барьеры, вроде платы за доступ, знания языка, временных ограничений, монополии на распространение информации, продолжительности жизни и т. п. — то, что защищает нас от информационного хаоса.