Паттерсон Д. Рождение ливня.
г.Екатеринбург, Библиотека им. В.Г.Белинского
Имя Джеймса Ллойдовича Паттерсона известно в нашей стране в основном благодаря эпизодической роли маленького негритёнка, которую Паттерсон сыграл, ещё будучи в несознательном возрасте, в знаменитой кинокартине «Цирк» с участием Любови Орловой. Между тем, мало кто из современных зрителей знает, что Джеймс Паттерсон, заметный в своё время литератор, всю свою жизнь посвятил поэзии.
С малых лет он писал стихи о России и о своей самой загадочной любви — любви к морю. Эта давняя и большая мечта сподвигла будущего поэта на обучение в юности морскому делу, однако моряком Джеймс Паттерсон так и не стал. Отслужив несколько лет офицером на флоте, он вернулся к своему истинному призванию.
В 1962 году поэт защитил дипломную работу в Литературном институте имени А.М.Горького, в которую вошли стихи о Родине и цикл, посвящённый интернациональной теме. Эта работа была положена в основу первого сборника Паттерсона «Россия. Африка», который вышел в 1963 году. Стихи молодого, талантливого поэта, а также многочисленные публикации его работ в различных газетах и журналах привлекли внимание таких известных советских авторов как Михаил Светлов, Ярослав Смеляков, Константин Ваншенкин, Герман Флоров и др. По рекомендации своих старших товарищей по перу, в 1967 году Джеймс Паттерсон был принят в Союз писателей СССР.
Творчество Паттерсона во многом автобиографично и передаёт как глубокие воспоминания из детства, так и противоречивые настроения, которыми была наполнена вся его жизнь.
Наиболее пронзительные строки связаны с воспоминаниями о Великой Отечественной Войне, которая ворвалась в счастливую жизнь поэта, тогда ещё маленького мальчика, и разрушила её, забрав самое дорогое, что в ней было — родного отца. Снова и снова автор вспоминает, как из Москвы семье пришлось бежать в Свердловск, оставляя некогда счастливое прошлое за окном поезда:
«…И шёл отец за уходившим поездом,
высокий, с непокрытой головой,
по неотступному веленью совести
он оставался на передовой.»
Морской теме посвящена немалая часть творчества Паттерсона. Его увлечение морской тематикой и доля сожаления об упущенной судьбе моряка прослеживаются во многих стихотворениях.
«Здесь рыбный проомысел и садоводство ходки —
Узнал я это, мимо проходя.
Развешенная сеть… Рыбачьи лодки,
Окутанные кисеей дождя.
Моторные стрекочущие боты
Как будто притяжение таят.
А девочка в расстегнутых ботфортах
Поверит ли, что я и сам моряк?
И мне бы объяснить ей постараться,
Но, внешнее спокойствие храня,
Я прохожу. И как на иностранца
Рыбачка долго смотрит на меня.»
Стихи Паттерсона, простые, вместе с тем, яркие и запоминающиеся, звучали во многих уголках нашей страны. Он часто ездил по стране и выступал на публике, однако для большинства слушателей поэт оставался прежде всего маленьким негритёнком из кинофильма, и творчество его отходило на второй план. Это расстраивало поэта. «Конечно, люди спрашивали меня с самыми добрыми намерениями (*о роли в фильме*), но к тому времени, будучи литератором, я больше всего хотел читать свои стихи», — говорил Паттерсон в одном из интервью.
После распада Советского Союза поэт не смог найти себе места в новой, по сути, стране. Опубликовав в 1993 году последний поэтический сборник стихов «Ночные стрекозы», Паттерсон покинул Россию в поисках лучшей жизни заграницей. Однако, и в США, куда он уехал, жизнь поэта не стала счастливее. Паттерсон выбрал страну своих предков, но так и не смог духовно прирасти к чужой Родине. Вот и сейчас, тоскуя по России, поэт всё ещё пишет стихи на русском языке в надежде когда-нибудь издать их и мечтает снова вернуться на свою старую Родину.
Читателям из Екатеринбурга творчество Паттерсона должно быть особенно интересно, так как во время войны поэт некоторое время жил в Свердловске. Упоминания об этом есть и в его стихах. Также Джеймс Паттерсон — один из немногих свидетелей того тяжёлого, злополучного военного времени, которому удалось очень живо запечатлеть свои воспоминания о происходящем. И для того, чтобы прикоснуться к этим воспоминаниям, необязательно встречаться с поэтом вживую или перечитывать его автобиографию и многочисленные интервью. Достаточно взять в руки одну из его книг…
Паттерсон Джемс. Россия. Африка. Стихи и поэма, М., «Молодая гвардия», 1963. 72 с.
М1186291
Паттерсон Джемс. Хроника левой руки. М., «Молодая гвардия», 1964. 128 с. (проза)
М1169722
Паттерсон Джемс. Рождение ливня. М., «Советский писатель», 1973 г. 80 с.
М 1548163
Метки: Поэзия, Советская поэзия, художественная литература