Раиса Вдовина. Жизнь и творчество.
В январе этого года в одной из больниц Санкт-Петербурга умерла некогда известная петербургская поэтесса Раиса Вдовина. Факт того, что врачам пришлось прибегнуть к средствам массовой информации в попытке отыскать родственников поэтессы, сам за себя свидетельствует о печальной и далеко не радужной судьбе этого творческого человека. Электронные СМИ выдают информацию о последних годах жизни Раисы Вдовиной в качестве примера одинокой и затворнической старости в компании кошек и собак, существующей на грани безумия и потери сознания. И лишь некоторые стародавние поклонники творчества поэтессы в тот непростой период помогали Раисе Дмитриевне морально и материально, собирали деньги на лечение, публиковали в интернете подборки стихов, чтобы привить к ним интерес и внимание публики.
Поэтому наиболее ценная и актуальная информация о жизни и творчестве поэтессы размещается не в специализированных литературных СМИ и справочниках, как это должно быть, а в блогах и ЖЖ обычных граждан, тем или иным случайным образом проявивших интерес к её судьбе.
Каждому, кто приходил в гости к забытой поэтессе, Раиса Дмитриевна рассказывала о своих любимых питомцах, которые на долгие годы заменили ей живой круг общения, родных и друзей.
Пытаясь сделать этот мир хоть немного добрее и гуманнее, женщина заботилась о больных и бездомных животных, лечила и кормила их.
Представленные на фотографиях рисунки Раиса Дмитриевна рисовала сама. Всю жизнь в ней боролись два творческих начала — поэт и художник. Душевные метания не позволяли остановиться на чем-то одном, и в итоге, закончив факультет книжной графики Московского полиграфического института, Раиса Вдовина стала обладателем редкой профессии художника-гравера, всю свою жизнь проработав по специальности.
Будучи талантливой художницей, она сама иллюстрировала свои работы, поэтические сборники. Позже, когда стихи оказались забыты, поэтесса использовала свои творческие навыки для милых бытовых мелочей, из которых, в общем-то, и состоит наша жизнь.
Несомненно, главным и основным творческим успехом Раисы Вдовиной навсегда останется её поэтическое творчество. Критики называли поэтессу одной из «самых петербургских», продолжателем традиционной петербургской поэзии. Действительно, трудно найти второго такого поэта, у которого традиционно «петербургский» процесс созидания в стихах был бы также непосредственен в самом прямом смысле этого слова.
Ты знаешь, как фонтаны умирают
В последний час ночного мотовства?
Горят огни, и музыка играет,
И дождь идёт… И в парке пустота.
Не будет безобразного распада,
Всё медленно угаснет до конца –
И золото тяжёлого каскада,
И золото воздушного дворца.
Затихнет плеск, стечёт вода по шлюзам,
И что-то обнаружится на дне,
И сонный лев с Самсоном неуклюжим
Обнимется, сойдясь наедине.
Тритон вберёт чудовищные щёки
И захрипит остатками воды.
И в гротах обнажатся водостоки
С лоскутьями зелёной бороды.
И всё заволочёт покровом ночи,
Откроет маска ржавчину во рту,
И выберется шут и захохочет,
На голую уставясь наготу.
Но ты не жди последнего момента,
Когда остынет смуглота богинь,
Плотней закройся от дождя и ветра,
В глубокий сумрак отступи. И сгинь.
На первом этапе творчества в стихах Раисы Вдовиной царило высокое чувство единения с природой и городом. Одушевление природы и созвучие с ней сердца, стремление выразить единство поэзии и природы, материального и духовного, вечности и мгновения — вот основные составляющие первых книг поэтессы.
Выйдешь в лес — светло и дико,
Как давным-давно.
Из травы глядит черника —
Голубое дно.
Сыроежки на опушке
В рубчиках листа,
Векование кукушки —
Досчитай до ста…
Золотою головою
Колыхает бор,
Словно это наш с тобою
Тайный разговор.
Лишь не причинить бы боли
Травам и кустам —
Здесь теперь знакомых боле,
Чем осталось там.
Перелистываю лики…
А глаза зажмурь —
Созревающей черники
Чистая лазурь.
Много в стихах художницы размышлений о смерти и нескончаемой любви к жизни. В более поздней лирике мы наблюдаем, с одной стороны, как будто взгляд из возраста, когда не ждут утешений и не тешатся надеждой, когда уже нет места для суеты, с другой — любовь на грани катастрофы к самой живой стихии, глубокий протест ради жизни. По словам Г.М.Цуриковой, прежде словно бы замкнутая душа отважно раскрывается навстречу пугающему существованию, готовая защитить слабеющего и сохранить хотя бы чувство собственного достоинства в человеке.
Я в детстве собиралась храбро
Не доживать до тридцати,
Когда трясёт на всех ухабах
И больше некуда расти.
И вот, когда все двери настежь
И в окнах рамы ни одной, —
Этап раздумья и ненастья
Мне дорог стал, как дом родной.
Пора невзгод и постаренья,
Где не считают седину,
Когда кончают накопленья
И обживают глубину.
Страна,- как звать её, не знаю,-
Та заграница рубежей,
Где есть обычай у хозяев
Переживать своих коней.
Здесь я спокойно не завишу
Ни от врагов, ни от друзей,
Что ненавижу- ненавижу,
А что люблю — люблю верней.
И смысл, что вымысла богаче,-
Мой зритель, трезвый и скупой,
Когда сама, смеясь и плача,
Я вырастаю над собой.
В своё время критики высоко оценили лирику Раисы Вдовиной. Говоря о книге поэтессы «Черемуха», Г.Горбовский писал, что после утомительного чтения многочисленных «нормальных» стихов эта книга — как целительная встреча с творчеством настоящего поэта, воспитанного «городом дивных поэтических традиций»: стихи горячие и красивые, даже когда выглядят угловатыми, как бы недоработанными, в них поэтические детали «вспыхивают, ударяя нас по глазам и ушам». Василий Бетаки увидел в стихах поэтессы «смутно ощутимый пунктир от самого Державина, и до начала ХХ1 века…». А М.Дудин, представляя книгу «На белом поле», одобрительно отмечал «опыт познания жизни» и чувство сопереживания, которые делают поэта истинным выразителем времени.
Были, конечно, и те, кому не нравились в стихах Вдовиной «зарисовки с натуры» и «избыточный натурализм», неприкрытая искренность и непозволительная «растерянность опутанного страстями человека», излишний драматизм переживаний — то есть, все, что не могло в советское время «служить коммунистическому воспитанию народа». Но и эти пережитки истории ушли со временем в прошлое.
Раиса Дмитриевна Вдовина сегодня — уважаемый, но незаслуженно забытый поэт, о котором больше помнят не СМИ или критика, а самые обычные люди. Помнят за живые, добрые, действительно прекрасные и запоминающиеся стихи. И хочется верить, что когда-нибудь творчество этой поэтессы займёт достойное место в истории русской поэзии.
Вдовина Р.Д. На белом поле, — Л.О. изд-ва «Советский писатель», 1974, 104 с.
М 1586911
Метки: Поэзия, Советская поэзия
11 июня, 2015 в 0:43
Никогда раньше почему-то не читал книги Раисы Вдовиной. Но когда я здесь прочитал несколько отрывков из стихотворений, то понял что в настоящее время большая редкость найти такие приятные и легко читаемые стихи. Обязательно займусь поиском книг Вдовиной.
20 февраля, 2016 в 13:49
Была недавно на поэтическом вечере, посвященном памяти Раисы Дмитриевны Вдовиной. На сцене — пять человек, читающих ее стихи. В зале — еще пять человек, слушающих. И все. Марина Цветаева однажды сказала, что читать стихи — это сотворчество. Все, кто слушал стихи Р Вдовиной, плакали. Это был поистине катарсис.
27 марта, 2016 в 22:35
Как жаль, что не удалось побывать на таком вечере. Как бы хотелось, чтобы такой вечер прошёл в библиотеке им.Белинского.