Нилл А. Школа Саммерхилл — воспитание свободой
Почти сто лет назад выдающийся педагог и детский психолог, больше известный как защитник личной свободы детей, основал школу-интернат «Саммерхилл», главным принципом которой стало демократическое, свободное образование. Свобода в образовании предполагала освобождение ребёнка от навязывания какой-либо идеологии — религиозной, моральной или политической, а также от целенаправленного формирования характера. Ребёнку предоставлялась возможность решать самостоятельно, чем занимать своё время и какие школьные занятия посещать.
В школу Александра Нилла посылали, как правило, «проблемных» детей, с воспитанием которых не справлялись ни обычная школа, ни родители. В школе «Саммерхилл» такие дети получали то, чего им не хватало прежде — свободы ходить на уроки или не ходить, свободы играть целыми днями, неделями или даже годами, если это потребуется. В результате «трудные» дети переставали ненавидеть школу, начинали сами посещать занятия, а затем происходили и глубинные изменения характера. Дети становились более приветливыми, открытыми, вежливыми и честными.
В своей книге Александр Нилл много рассуждает о том, в чём состоит реальное счастье ребёнка, полагая, что изначально все дети рождаются исключительно добрыми. Подавление личности ребёнка, его свободы, ошибки в воспитании приводят к тому, что дети закрываются, становятся агрессивными, стремятся всеми способами избавиться от подчинения взрослым. С точки зрения взрослого такие дети становятся неуправляемыми, с точки зрения самих детей — просто несчастными. Александр Нилл даёт множество практических советов, как установить глубокий контакт с ребёнком, как подготовить его к бесконфликтной встрече со школой и к дальнейшему взрослению.
Книга составлена из отрывков, отобранных из четырёх более ранних книг американским издателем Гарольдом Хартом. Одной из них была книга «Эта кошмарная школа», написанная в 1936 году. С момента написания той первой книги автор остался верен своей философии образования и жизни, но значительно изменил своё отношение к психологии.
В 1921 году Александр Нилл поселился в Англии в доме «Саммерхилл». На тот момент у него было всего пять учеников. Через три года их количество возросло до 27. В большинстве случаев всё это были «трудные» дети — воры, лжецы, поджигатели, разрушители, сильно конфликтующие дети. Будучи приверженцем психоанализа, Александр Нилл был уверен, что именно психоанализ позволяет воспитывать таких детей, однако позднее он обнаружил, что те, кто отказывался посещать его аналитические сеансы, также «излечивались».
Александр Нилл говорит о том, что посетил немало других школ и пришёл к неутешительному выводу, что обучение в школе очень мало связано с жизнью за её пределами. Автор убеждён, что школа в традиционном понимании игнорирует воспитание чувств ребёнка, на игнорировании построены почти все школьные предметы, поэтому эмоциональная жизнь ребёнка протекает под влиянием других факторов — телевидения, популярных групп, футбола, сейчас сюда можно добавить также и влияние интернета. По убеждению Нилла, сложившийся ещё в викторианскую эпоху набор школьных дисциплин не соответствует стремлению современной молодёжи к полноте жизни.
Образование призвано готовить детей к жизни в обществе и одновременно помогать им стать независимыми личностями, и всё это, считает автор, делает самоуправление. В результате воспитания, которое преподносится в школе под соусом «послушания», очень многие выпускники во взрослой жизни не способны бросить вызов хоть чему-либо. В результате вырастает поколение, которое навязывает устаревшие нравственные и педагогические правила уже следующему поколению, возникает замкнутый круг.
Александр Нилл уверен, что человечество излечилось бы от своих пороков и грехов, если бы позволило избавиться от тирании в семье, от строгих школ и жизнеотрицающей религии. Бороться с болезнями общества, по мнению автора, надо не поучениями и наказаниями, а принятием, участием, терпимостью. Автор приводит множество примеров, как озлобленные дети в условиях свободы и принятия их взрослыми становились хорошими. И, вырастая, такие дети не бьют своих детей, не испытывают ненависти к евреям или неграм, не проявляют свою нетерпимость какими-то иными способами.
Единственное, от чего можно лечить «трудного» ребёнка или взрослого — лишь от «несчастливости». Все преступления, по мнению автора, всю злобу, все войны можно свести к понятию несчастливости. Поэтому книга Александра Нилла стала попыткой показать, как возникает несчастье, как оно разрушает человеческую жизнь и что можно сделать, чтобы несчастье по возможности не возникало. Эта книга описывает яркий пример практической реализации философии Нилла — школу «Саммерхилл», где детское несчастье излечивается и где дети воспитываются в счастье.
Книга рекомендуется к прочтению педагогам, родителям, психологам, — всем, кто занимается воспитанием, обучением детей и их подготовкой к школе.
Нилл А. Школа Саммерхилл — воспитание свободой. — М.: АСТ, 2014. — 480 с.
2370274-КХ
Приобрести книгу можно здесь
Ознакомиться с текстом книги можно здесь
Метки: Педагогика, психология