Методические разработки Марии Монтессори
Ежегодно в российских школах и педагогической среде получает всё большее распространение популярная система Монтессори, пользующаяся уважением и признанием во многих европейских странах и во всём мире. Появилась же эта система ещё в XX веке благодаря известному детскому врачу и психологу, итальянскому педагогу-гуманисту Марии Монтессори. Сегодня всё больше школ обращается к этой системе, так как доказываемая на протяжении ста лет эффективность развития детей по системе Монтессори получает всё больше подтверждений в отечественной педагогике.
Сейчас в 35 регионах России более 400 групп в детских садах работают по системе Монтессори. Регулярно проводятся всероссийские конференции по обмену опытом. Немецкие специалисты из Московского центра Монтессори подготовили несколько выпусков квалифицированных русских педагогов. Появились фабрики, производящие отечественные Монтессори-материалы. Доказано, что дети, обучающиеся по этой системе, к 5 годам гораздо лучше справляются со счётом, чтением и письмом, чем их необученные сверстники, у таких детей лучше развита воля.
Прежде всего секрет идей и методических разработок Марии Монтессори заключается в подлинном гуманизме воспитательной и образовательной систем, в обращенности к природе ребёнка и отсутствии какого-либо авторитаризма. В рамках, определённых педагогом, ребёнок свободен выбирать занятия, которые ему нравятся и соответствуют его внутренним интересам. Ребёнок сам является творцом своей личности, так как самой природой в нём заложено стремление и энергия к саморазвитию. Взрослые же должны лишь помогать ребёнку действовать самостоятельно, проявляя уважение к личности ребёнка.
Другой важной частью системы является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной программы развития каждого ребёнка и соответствующих инструментов. Вся программа выстраивается на основе пробуждения и поддержания детской активности, она продумана до мелочей как на сегодняшний день, так и на много лет вперёд.
Мария Монтессори отвергла традиционную классно-урочную систему и создала оригинальный учебный процесс для детей от 3 до 12 лет. Девизом школы Монтессори стали слова «Помоги мне сделать это самому».
Монтессори-класс охватывает ряд зон:
— Зона практической жизни — предназначена для детей 2,5-3 лет. С помощью специальных материалов ребёнок учится следить за собой и своими вещами. Например, используя рамки с застёжками (пуговицы, кнопки, молнии, шнурки и т.д.), ребёнок учится самостоятельно одеваться.
— Зона сенсорного развития — даёт ребёнку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребёнок учится различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов, знакомится со свойствами тканей.
— Зона языковая, математическая, географическая, естественнонаучная — предназначена для умственного развития ребёнка.
Сейчас многие школы, работающие по системе Монтессори, оборудуют классы такими зонами как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка. Такие классы создают возможности для всестороннего развития личности ребёнка.
Монтессори-кабинеты организовываются как разновозрастные для детей от 2,5 до 6 лет. Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении, подбираются в соответствии с возрастным особенностям ребёнка. Все эти «клавишные доски», «числовые станки», «рамки с застёжками», фигуры-вкладыши позволяют ребёнку самообучаться и самостоятельно исправлять свои ошибки, развивая волю и терпение, упражняя свою активность.
Школа Монтессори сегодня — это огромный коллективный опыт её учеников и последователей, накопленный за сто лет. Благодаря современным технологиям появляется всё больше возможностей расширять и развивать этот опыт, включая в программы развития детей современные инновации и информационные технологии.
В книге «После 6 месяцев уже поздно» представлены как статьи самой Марии Монтессори, так и российских практиков Монтессори-педагогики. В этих статьях описываются характеристики возрастных особенностей детей, упражнения и материалы для игр и занятий, рекомендации по планирования работы со школьниками. Особое внимание уделяется тому факту, что ряд методик должен применяться именно в раннем возрасте, так как до 3 лет закладываются основы личности ребёнка, и то, что будет упущено, уже не удастся восполнить в будущем.
В другой книге «Дети-другие» более подробно описываются нюансы системы Монтессори и её базовые принципы. Мария Монтессори даёт множество рекомендаций по созданию условий для успешного исследования малышом окружающего мира и всестороннего развития ребёнка.
Оба издания предназначены в первую очередь для педагогов дошкольных учреждений и для родителей.
Монтессори М. Помоги мне сделать самому. После 6 месяцев уже поздно. — Москва: АСТ, 2014. — 256 с.
2370314-КХ
Приобрести книгу можно здесь
Ознакомиться с текстом книги можно здесь
Монтессори М. Дети — другие. Уникальная методика раннего развития. — Москва: АСТ, 2014. — 320 с.
2370315-КХ
Метки: Педагогика, психология