Время для чтения-25. Ольга Форш. Не только «Сумасшедший корабль»-1
Весьма популярная при жизни как автор увлекательных исторических романов, сегодня Ольга Дмитриевна Форш (1873–1961) известна главным образом как автор книги «Сумасшедший корабль», находящейся несколько в стороне от магистральной линии ее творчества. Своеобразный «роман с ключом», посвященный жизни русской художественной интеллигенции в конце одной эпохи и начале другой, впервые был опубликован в 1930 году, в следующий раз – в 1988-м и с тех пор переиздавался неоднократно, в том числе и совсем недавно, к 150-летию писательницы. В тени «Корабля» оказались едва ли не все другие произведения Форш, среди которых есть и вполне достойные, и по-разному любопытные и о которых хочется сегодня напомнить.
Рыцарь из Нюренберга (1908)
Художник Виталий Ребих – не первый и не последний – заключает сделку с таинственным господином и получает особый и опасный дар. Видения и сны, темные силы и сложная символика, характерная для эпохи любовная конфигурация, включающая возвышенную девушку и задушевную вдову – традиционный набор для подобных сочинений. Но есть здесь и преодоление зла, и возвращение на землю, и обретение опоры в истинной человечности и простоте, и терпкий привкус, и улыбка.
В этой маленькой повести отразились мистические увлечения Ольги Форш и следы ее тесного общения со знаменитым Папюсом, «доктором оккультных наук», который лечил гипнозом и которого многие современники считали магом. Заметно и то, что писательница профессионально занималась изобразительным искусством и много размышляла о магии творчества.
Медведь Панфамил (1909)
В последние сумерки перед темной ночью выходили из цветов хорошие запахи, все в зеленых чулках, и водили Фому по туманам. Запахи научали ни о чем ровно не думать, а быть как семечко одуванчика. Фома любил веселиться, а потому легко всему верил…
Эта симпатичная история вошла в первый дореволюционный сборник Форш «Что кому нравится», объединивший сказки и рассказы о детях и вышедший в приложении к детскому журналу «Тропинка». Добрый зверь уносит в лес деревенского мальчика Фомку, и малыш становится таким Маугли-медвежонком, связывающим мир людей и мир природы.
Ольга Дмитриевна любила детей, была отличной матерью и бабушкой, имела незаурядный педагогический талант. Рано осиротевшая, она не забыла, как уязвимы и несчастны могут быть юные существа, интересовалась детской психологией, писала о детях и для детей – правда, преимущественно в начале творческой деятельности.
За Жар-птицей (1910)
Деревенский красавец Иван женится на деревенской богачке, старой деве Степоше – женится из корысти, но своеобразной. Степоша – изумительная вышивальщица, и он хочет всегда быть рядом с той красотой, которую она создает. Заканчивается это, увы, очень плохо.
Форш немало времени в разные периоды жизни провела в деревне, неплохо узнала русского человека, который, «как известно, настолько же добродушен, насколько жесток». И чувствовала его огромный душевный потенциал, его стремление к красоте, которое принимает самые диковинные формы.
Своим умом (1912)
Воспитанница сиротского пансиона с армянской фамилией Вачьянц изо всех своих детских сил сопротивляется попыткам загнать ее в рамки жестких правил, потом вынуждена внешне им покориться, спрятав внутрь всё свое слишком личное, слишком дорогое. У нее только одна подружка – добрая, славная и не очень умная Маша. Однажды с Машей случается несчастье, Вачьянц мучительно ищет выход и находит его… Всю жизнь писательница размышляла о том, по каким разным, сложным и даже благородным причинам люди становятся убийцами, как в общем нетрудно стать убийцей – особенно несчастному человеку.
Сама Ольга Дмитриевна училась в Николаевском сиротском женском институте, где получила звание первоначальной учительницы. Этот опыт разнообразно отразился в ее творчестве и повлиял на ее мировоззрение.
Товарищ Пфуль (1925)
Один из самых известных, загадочных, жестоких и в то же время мелодраматичных рассказов Ольги Форш, вошедший в сборник «Летошний снег» (1925) – о войне и о том, что она делает с людьми. Красный командир Меловой, которого мучают головные боли, бывшая нежная барышня Тинка-атаманша и бывший аптекарь, железный товарищ Пфуль разыгрывают очень небанальный, но, пожалуй, любовный треугольник.
Из Смольного (1922)
Сестры-институтки Тата и Аллочка успешно выживают в новом мире благодаря грамотной опеке и мудрым советам своей колоритной воспитательницы Зельмы Карловны: «Я огонь, я вода, я медная труба», – так она себя рекомендует. И она же подсылает к своим девочкам сыновей печника в Смольном, которые когда-то были просто Федя и Сеничка, а стали многообещающими молодыми людьми, вполне впору бывшим барышням. Которые прекрасно сориентировались в обстановке и поняли, что «вместо вашего благородия товарищ, а все прочее – в соответствии», всё как было.
Ужасы войны с вкраплениями черного юмора, точные детали немыслимого быта, изменения, которые происходят с языком и человеческими отношениями, неизменность человеческой природы, вызывающая отчаяние и вселяющая надежду… Форш запечатлела эпоху перемен в многочисленных рассказах, среди которых есть и жемчужины и каждый из которых важен как свидетельство умного, трезвого, зоркого очевидца.
Одеты камнем (Таинственный узник Алексеевского равелина) (1924)
«Не только твой поступок – твоя злая мысль, твое злое чувство могут быть той решающей тяжестью, которая потянет книзу горькую чашу чужой судьбы».
Первый и, вероятно, все-таки лучший исторический роман писательницы. В его центре – судьба реального человека, Михаила Бейдемана, офицера русской армии и несостоявшегося террориста, который в начале 60-х годов XIX века признался в замысле цареубийства и после этого, без суда и следствия, провел 26 лет в одиночном заключении в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. В романе история Бейдемана рассказана от имени его вымышленного друга и соперника в любви Сергея Русанина, который в 1923 году вспоминает все перипетии тех событий и строго судит себя: он считает, что 50 лет назад он четырежды предал друга и лишил его шансов на другую участь.
Роман о преемственности в русском революционном движении и в русской истории, о моральной ответственности каждого из нас, это еще и роман о наших причудливых отношениях со временем. Когда внезапно обнаруживается, что главным содержанием эпохи было совсем не то, что мы думали. И уже невозможно узнать, как всё было на самом деле – где истина, а где игры больного разума и раздраженной совести.
Современники (1926)
Тебе ж такая жена — просто клад для качеств обратных. Ты в меня — посуди, каков будешь семьянин? Полагаю, для тебя уже не секрет, что так называемая любовь не для умных людей. Умному не забыть ни из-за чьих милых глазок: один человек рождается, один помирает! Что же до мгновенных вспышек страстей, воображения, сердечного чувства и просто каприза или похоти, то удобнее всего производить их при постоянной жене такого именно типа, как княжна. В придачу повторяю: родовита, богата и — важнейшее — малословна.
Действие одного из самых популярных романов Форш происходит в середине XIX века, в центре повествования – гениальные современники, художник и писатель, Александр Иванов и Николай Гоголь. На материале их судеб писательница размышляет о вере и творчестве, о подлинном искусстве и о том, насколько оно возможно вне современности и злобы текущего дня.
Параллельно развивается практически авантюрная сюжетная линия – с отравлениями и самоубийствами, загадками и неожиданными разгадками, сложными любовными и психологическими коллизиями, страстями, ревностью, политикой. Роковой мужчина Глеб Багрецов смерчем, в печоринском стиле, проходит через судьбы нескольких женщин, всех делает несчастными и сам, конечно, не обретает счастья. Подобно Сергею Русанину, он тоже не сумел реализовать свой талант – а такие «невыраженные художники» смертельно опасны для окружающих. У Форш был серьезный потенциал детективной писательницы: при других обстоятельствах она, возможно, стала бы нашей Агатой Кристи.
Где почитать?
За Жар-птицей // Собрание сочинений : в 8 томах. Т. 6. Рассказы, сказки (1907–1923). – Москва ; Ленинград : Художественная литература, 1964. – С. 48–63. Инв. номер М1166192
Из Смольного // Обыватель в революции : рассказы. – Москва : Огонек, 1925.– С. 22–36. Инв. номер М196085
Медведь Панфамил // Собрание сочинений : в 8 томах. Т. 6. – С. 372–384. Инв. номер М1166192
Одеты камнем (Таинственный узник Алексеевского равелина) : [роман ]. – Ленинград : Прибой, 1927. – 253 с. Инв. номер С196084
Рыцарь из Нюренберга // Летошний снег : романы, повесть, рассказы и сказки / сост., вступ. статья и комм. Г. П. Турчиной ; илл. А. К. Яцкевича. – Москва : Правда, 1990. – С. 15–48. Инв. номер 2133981
Своим умом // Собрание сочинений : в 8 томах. Т. 6. – С. 169–211. Инв. номер М1166192
Современники : [роман ]. – Ленинград : Ленгослитиздат, 1935. – 238 с. Инв. номер М330531
Товарищ Пфуль // Сумасшедший корабль : роман, рассказы / сост., вступ. статья и комм. С. Тиминой ; худ. А. Власов. – Ленинград : Художественная литература. Ленингр. отд-ние, 1988. – С. 236–263. Инв. номер 2075843