Счастливые часов не наблюдают

14 августа, 2008 Рубрики: Разное Автор: Написать автору

Стандартизация, по большей части, весьма полезна: детали взаимозаменяемы, а умозаключения по аналогии верны. Но все-таки, иногда она кажется изжившей себя идеей, не совместимой с жизнью современного человека.

Вот мне, например, не понятно, почему время работы разных учреждений одинаково, несмотря на специфику этих учреждений. Предположим, я хочу на неделе после работы пойти в музей. Но не могу! Музей работает лишь до 18.00… А ведь не мало и потенциальных читателей, которые, завершив свой трудовой день, зашли бы, возможно, вечером, в библиотеку, работай она не до 20.00, а хотя бы до 22. И, в то же время, много ли посетителей в музеях и библиотеках с утра? С 9 до 11? Уверена, что во много-много раз меньше, чем могло бы быть по вечерам. Кстати, столпотворения в залах крупных библиотек по выходным (особенно во время учебного года) – также, отчасти, следствие работы по отчужденным от реальных потребностей людей стандартам.

Занятно, что культурно-развлекательные и досуговые центры работают с существенным сдвигом в сторону вечернего и ночного времени. Но если учреждение «ограничивается» лишь наименованием культурное, то — увы! — нечего и надеяться на интеллектуально-эстетический сумеречный досуг в его стенах. Исключения составляют мероприятия подобные «Ночи музеев». Но, похоже, они лишь подчеркивают правило…

…А провести бы эксперимент, сместить временные рамки работы библиотеки, выйти за границы стандарта, не-наблюдением часов осчастливить читателя… М? Как по Вашему?

Метки:

3 комментария к заметке 'Счастливые часов не наблюдают'

  1. danik пишет,

    1 сентября, 2008 в 12:43

    Это, пожалуй, было бы кратно лучше ремонта. Особенно изумляет режим работы библиотеки в выходные дни — до 18:00? А почему не до 22:00, например?

  2. Марина пишет,

    6 сентября, 2008 в 17:52

    Когда-то библиотека работала до 22.00, как и многие другие большие библиотеки Советского Союза. В 1990-е годы время работы библиотек изменилось. Во-первых, необходимо было экономить ресурсы (плата за электричество; заработная плата: как минимум около 30 человек должны работать, чтобы библиотека была открыта). Во-вторых, в ночное время было сложно и страшно и сотрудникам, и читателям добираться домой. Если сегодня вечером и ночью на улицах не так опасно, как лет десять назад, то общественный транспорт по-прежнему работает в это время очень плохо. Заработная плата не позволяет нанимать сотрудникам такси, а библиотека не имеет собственного большого автобуса. В-третьих, существующая заработная плата не очень привлекательна, чтобы люди соглашались работать после 20.00, например, в воскресенье. Необходимо, чтобы и сотрудники, и учредители библиотеки понимали: увеличение времени работы будет эффективно и будет востребованно. Может быть, в некоторые дни? Но тогда необходимы какие-то шаги и со стороны читателей: чтобы они «боролись за свои права», показывали, что им важно.
    В прошлом году на сайте e1 Марина Васильевна Коптяева отвечала на вопросы о работе библиотеки, в том числе: «Почему библиотека в летнее время не работает по воскресеньям? Почему библиотека не работает по субботам? Это очень неудобно для работающего населения, пишущего научные работы».
    Ответ : «Лето — время всеобщих отпусков (сотрудников Белинки в том числе). Количество посещений библиотеки резко падает, по воскресеньям — практически нулевое. Иногда количество сотрудников, выходящих на работу, превышает количество читателей, посетивших библиотеку за целый день. Поэтому мы вводим летнее расписание по разрешению Министерства культуры Свердловской области на два месяца, это распространенная практика по всей России. По субботам работают многие другие библиотеки города, в том числе вузовские, мы даже наши санитарные дни согласовали с другими библиотеками таким образом, чтобы не возникла ситуация, когда разом закрыты все библиотеки! Существуют ряд документов нормативно-рекомендательного характера российского и международного уровня по режиму работы библиотек: не менее 20% времени работы библиотеки не должно совпадать с часами рабочего дня основной части населения (вечерние часы, один выходной). Мы этот норматив выдерживаем.»
    Полностью интервью: http://www.e1.ru/talk/guest/desc/237.htm
    Для исследователей есть решение: открыть абонемент. Для других читателей — предлагать ввести новые абонементы, например, абонемент русскоязычной художественной литературы.

  3. Марина пишет,

    6 сентября, 2008 в 18:06

    Мне кажется, наша библиотека могла бы изменить соотношение выходных дней, например, сделать выходным понедельник или вторник и работать в субботу. Открыть абонемент художественной литературы. Создать полный эл. каталог. Ввести на сайте сбор читательских предложений по комплектованию и работе библиотеки. А время работы по вечерам увеличивать лишь в некоторые дни. Что касается утренних часов: а если кому-то надо срочно утром читать свежую газету, заглянуть в словарь, подготовится к экзаменам или писать статью? Ночью все же надо спать, отдыхать или уж обдумывать прочитанное. Это важно и для читателей, и для библиотекарей.