Писатели рекламируют “Liebig’s Fleisch-Extract”

25 января, 2008 Рубрики: Книжные истории Автор: Написать автору

Гадание на мыслях писателей и фантиках гадательной карамели предложили в начале года Музей этикетки «Авантаж-1» и Музей литературной жизни Урала XIX века. Выставка «Утешение мое…», собранная из фантиков и рекламных карточек, еще работает, представляя среди прочего карточки «Liebig’s Fleisch-Extract» (Liebigs Fleischextrakt / Liebig’s Extract of Meat). Сперва я загляделась на сцены из «Спящей красавицы» и решила, что это реклама чего-то сладкого и вкусного. Выяснилось, что карточки с модами, сценами из драм и портретами писателей рекламировали мясной экстракт.

В середине XIX столетия выдающийся химик Юстус Либиг, пионер применения минеральных удобрений в сельском хозяйстве, разработал технологию: из 30 кг говядины получался 1 кг этого самого экстракта, без жира и консервантов, сладкого на вкус. Его выпускали для бедных, а затем и для среднего класса расфасованным в стеклянные банки, а потом — в жестянки. Компания существует с 1865 года, экстракт выпускался ею под разными марками в разные периоды. Производства были расположены в Уругвае и других подобных местах, а расфасовка происходила в местах торговли (скажем, в Лондоне для английского рынка и т. д.). Под другим названием, как я поняла, он выпускается и поныне, в том числе как «мясо» для бактериологических лабораторий. Где-то с 1873 — 1878 годов компания стала выпускать рекламные открытки с занимательными изображениями, и их можно было собирать и по ним изучать мир. Они выпускались сериями, всего вышло около 7000 карточек на разных языках, последние — в Италии в 1974 году. Есть серия о русской истории, есть – с английскими писателями. Также компания выпускала кулинарные книги, в которых рассказывали хозяйкам, что с мясным экстрактом можно сделать.
Более подробно об этих карточках и экстракте можно узнать на сайте Музея Либига при университете Гисена (Германия), в котором Либиг многие годы преподавал: — и в кулинарных словарях, например, The Oxford Companion to Food или в Интернет-словаре.

Почему-то удивительно видеть фантики с предсказаниями и загадками, с названиями вроде “Тарас Бульба” и портретом Л. Н. Толстого. Хотя недавно были обнаружены вино с Лермонтовым и сок, на упаковке которого поучительная цитата из Марка Твена.

Метки:

Комментарии закрыты.