Электронные выставки
На семинаре “Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры (опыт России)”, о котором я писала, Анна Сергеевна Степанова из РНБ рассказывала об электронных презентациях выставок и электронных выставках. Вот о втором я и хочу написать.
Электронной книжной выставкой стали называть представление связанного выставочным сюжетом набора книг в электронной среде, попросту и часто: набор фотографий обложек и аннотаций к изданиям в виде слайдов в программе Power Point. При этом очевидное сходство со старым добрым каталогом выставки как-то упускается из виду.
Я против такого легкомысленного использования слова выставка, и прежде всего потому, что само бытование «термина» электронная выставка в библиотечной среде размывает представления о ценности книги как объекта, не смещая при этом внимание на ценный текст.
Выставка — это помещение некоего определенного объекта в некое определенное пространство, но это еще и выстраивание определенного взаимодействия с объектом.
Борис Гройс в статье «Медиаискусство в музее»*, сравнивая просмотр фильма в кинотеатре и на выставке, не зря писал, что музей обеспечивает «непрерывную самоидентичность выставленных образов», а также — аналитическое восприятие зрителем образа. Музей превращает фильм в объект.
Не получается ли, что манипулируя слайдами с фотографиями обложек и страниц, показываемыми последовательно, можно превратить книгу в образ и только, можно лишь двигаться по пути кино? Но фильм о книгах — это не выставка.
Думается, о виртуальных выставках можно говорить применительно к экспозициям, организованным в неком имитационном пространстве: как о выставках в игре Second Life, например (не вижу принципиальной разницы между словами электронный и виртуальный, более того, виртуальная выставка — словосочетание, отражающее природу явления). Книга в пространстве как вещь, возможность листания книги, хотя бы гипотетическая, — разве не это особенности выставления книги? Выставка — не одно лишь предъявление вещи, не показ сам по себе.
Хотя в библиотечной среде могут быть свои подходы к словам, вирус любви к выставкам в мире библиотек стал так огромен, что какие-то образцы «выставок» вызывают уже даже не смех, а недоумение. Стенд с новинками, развернутыми обложками к покупателю, в книжном магазине — не выставка, а способ более выгодного и удобного размещения товаров.
Как только исчезают объект как объект, интерпретация объекта, свободное перемещение зрителя и прочие особенности выставки, но слово остается, мы начинаем обманывать сами себя.
Нет ничего плохого в создании все тех же каталогов, библиографических указателей и т. п. Не надо называть их выставками, даже если это звучит благороднее.
Одно дело — очаровывать, захватывать, другое — оценивать, осмыслять.
* Гройс Б. Медиаискусство в музее / Борис Гройс //Художественный журнал. — № 40 (октябрь 2001). — С. 13 – 14, 20, 19, 17. (В доступном мне экземпляре читать статью пришлось в таком вот порядке: сперва на 20, потом — на 17 странице).