Холмс и другие-2

21 октября, 2010 Рубрики: Чтение на эту неделю Автор: Написать автору

Начало

«Она сказала, что в детективах обычно убивают людей. Я ей ответил, что в «Собаке Баскервилей» погибли две собаки: сама собака Баскервилей и спаниель Джеймса Мортимера. Но Шивон ответила, что они не были жертвами…» «Загадочное ночное убийство собаки» вошло, между прочим, в десятку самых покупаемых книг десятилетия (по версии журнала Bookseller). Только этой небольшой повести Марка Хэддона и удалось втиснуться в компанию Дэна Брауна и Джоан Роулинг.

Человеком, который пытается распутать убийство пуделя Веллингтона (и в общем, так или иначе справляется с этим) становится 15-летний мальчик-аутист Кристофер Бун. Он знает все простые числа до 7507, отлично играет в шахматы и полагает, что в будущем мог бы стать космонавтом. Его любимая книга, как вы уже догадались, это «Собака Баскервилей», а Холмс ему не просто нравится — он чувствует свое внутреннее родство с ним. «Он расследует преступление и говорит: «Мир полон очевидных вещей, которые никто никогда не замечает». Но сам он их замечает, как и я». И это никакая не натяжка. Кристофер — это как бы Холмс и есть: во-первых, очень юный, а во-вторых, доведенный до логического завершения. Холмс, который в силу устройства своей психики не способен испытывать привязанность, чувство вины, понимать чувства других людей. Но без всего этого, оказывается, можно обойтись, можно выжить. Странно здесь выглядит отнюдь не Кристофер, а уж скорее другие, «нормальные», люди, которые разводят бесконечную эмоциональную сырость и настолько нуждаются в любви, что иногда теряют человеческий облик.

Бесчувственность Холмса мы давно привыкли воспринимать как метафору. Уж мы-то знаем, что там, под этой ледяной коркой, золотое сердце. Хотя скорее всего там такой же аскетичный, технологизированный, черно-белый интерьер, как у Кристофера. Просто в те времена слова такого — «аутизм» — не было. Да к слову, и сейчас многие считают, что это не столько болезнь, сколько особая жизненная установка — не хуже, а порой получше многих других… Я не исключаю, что этот текст и впрямь полезен для психологов, работающих с подобными детьми. Но загадка его успеха, по-моему, не в этом. Повесть Хэддона, при всем ее обаянии, не назовешь трогательной. И Кристофер вызывает совсем не жалость, а, пожалуй, осторожную зависть.

Люди слишком устали жить чувствами и полагаться на чувства. Чувства перестали быть той площадкой, на которой можно хоть о чем-то договориться. И уж меньше всего чувства способны помочь принять правильное решение. «Испытывать чувства — это значит просто иметь картинку на экране в своей голове», — объясняет больной мальчик, который победил там, где кипели страсти, руководствуясь исключительно интеллектом и очень хорошей памятью. Необъяснимым образом это внушает надежду и нам, обычным людям. Надежду на то, что можно разрешить головоломные жизненные ситуации, если (всего лишь!) включить голову и отключить чувства, если смотреть внимательно, замечать очевидное, не копать слишком глубоко. Иллюзия? Но не поэтому ли нас так восхищают те «ущербные» люди (типа Холмса), у которых это почему-то получается?

Барнс Дж. Артур и Джордж / Джулиан Барнс. – М.: АСТ [и др.], 2007. – 479 с. (Litera). Инв. номер 2312014-КХ
Хэддон М. Загадочное ночное убийство собаки / Марк Хэддон. – Екатеринбург : Рама Паблишинг- 2017. – 271 с. Инв. номер 2389458-КХ, 2389459-КХ

Комментарии закрыты.