Заметки о кулинарной фотоиллюстрации
В конце февраля дипломную работу о фотографии еды в гастрономических изданиях и рекламе защитила Нина Каллистова, студентка факультета искусствоведения и культурологии УрГУ.
1. Ее защитную речь сопровождала презентация, которую я с ее разрешения предлагаю посмотреть здесь: http://rutube.ru/tracks/4167143.html?v=a522fb785f9e74d2db4b054fd1d354af
Особенность этой презентации в том, что она, классифицируя снимки по функции, не расставляет акцентов внутри групп — в итоге перед глазами вертятся, сменяют друг друга типичные образы. В отличии от иллюстрированного приложения к дипломной работе (каждый снимок сам по себе, каждый чем-то привлекает внимание), видеопрезентация удивляет тем, как однообразна гастрономическая фотография конкретного времени. В начале мне казалось, что это эффект видео, но, возможно, свою роль играет и характер гастрономической фотографии.
Исследовательской программой работы было определение особенностей визуального языка современной гастрономической фотографии в зависимости от функции и типа фотоизображения, выявление спектра формальных решений (пространственных, композиционных, колористических и т. п., включая сюжетную разработку). Если категория стиля была важна, то категория вкуса не учитывалась. Последнее вызвало свои нарекания со стороны комиссии. Но можно поставить вопрос иначе: допустимо ли сравнивать натюрморты Снайдерса и фотографии из журнала «Гастроном» или для рекламной компании кетчупа? Возможно, сегодня вопросы вкуса — это прежде всего вопросы технических решений, а не создания ярких художественных образов, чувства нормы и меры в работе с визуальными образами. Технически отличный снимок против поделки любителя — вкус против безвкусицы?
2. Первые кулинарные книги иллюстрировались рисунками, они украшали книги или представляли внешний вид кухонного инструментария или оформления блюд. В XX веке иллюстрации кулинарных изданий на русском языке можно рассмотреть в рамках нескольких стилевых образов: утверждение правильной новой кулинарной традиции, универсальных принципов новой кулинарии («Книга о вкусной и здоровой пище»), утверждение личности хозяйки (например, в изданиях 1980-х годов, когда огромное внимание уделяется сервировке блюд, приготовленных по стандартным рецептам; вспомним знаменитую книгу Р. П. Кенгиса «Домашнее приготовление тортов, пирожных, печенья, пряников, пирогов»), утверждение кулинарии как стиля жизни, сопряженного с образами легкости, фантазии, гурманства, приключения и т. п. В отличие от живописных натюрмортов продукты и блюда на фотоснимках в журналах, книгах, блогах как правило не обладают символическими значениями, хотя в рекламной фотографии сохраняется знаковое значение некоторых продуктов и находятся новые связи между едой и культурными явлениями. Таковы самые общие замечания.
3. Приведу ряд ссылок на сайты зарубежных фотографов, о которых писала Нина:
Санг Ан, http://www.sanganphotography.com
Бурку Авсар, http://www.burcuavsar.com
Аннабель Брейки, http://www.annabellebreakey.com
Миккель Ванг, http://www.mikkelvang.com
Кети Куинн Дэвис, http://www.katiequinndavies.com.au
Эндрю Маккол, http://www.andrewmccaul.com
Маркус Нильсон, http://www.marcusnilsson.com
Сара Ремингтон, http://www.sararemington.net
Кармен Троссер, http://www.carmentroesser.com
Чарльз Чиллер, http://www.charlesschiller.com
Ромул Янес, http://www.romuloyanes.com
Посмотрев презентацию, моя коллега Женя прислала две ссылки на снимки, иные по цветовому решению:
http://www.creavista.fr/creavista.html
(Можно перейти на страницу http://www.creavista.fr/expo)
http://www.artetcuisine.fr/Tiphaine-Campet/fr/Mon-portfolio,9.aspx
Гамма синих и коричных оттенков против гаммы розовых, фиолетовых и травяных. Конечно, несколько утрированное сравнение, но намечает свои перспективы для исследования. Есть ли национальные традиции видения еды, проявляющиеся в пластических решениях фотоснимков, или все дело в моде, тенденциях, стилистических предпочтениях, индивидуальных пристрастиях фуд-стилистов и фотографов?
Продолжение следует.
Метки: кулинария, фотография