Тиньков О. Я такой как все
Можно сказать наверняка, что никто не знает и даже не догадывается о том, что может быть общего между расположенным так близко от Белинки пивным рестораном «Тинькофф», сетью бытовой электроники «Техношок», продуктовой линией пельменей «Дарья» и студией звукозаписи «ШОК-Рекордз», на которой записывали свои песни группы «Ленинград» и «Кирпичи». Между тем, все эти компании ранее принадлежали одному человеку, о котором и пойдет речь сегодня в нашей рубрике.
Автобиографию Олега Тинькова «Я такой как все» можно было назвать бестселлером на российском рынке литературы, наверное, сразу по ряду причин. Во-первых, это издание не представляет собой учебник по бизнесу, что характерно для подобного рода изданий. Автор не поучает, не дает советы, не приводит примеры. Он просто излагает как есть свою биографию — свое прошлое и настоящее. Во-вторых, создатель вышеперечисленных и всем известных компаний уже давно не является их владельцем — компании были проданы другим российским предпринимателям и за рубеж за очень большие деньги. Но бренд «Тинькофф» не ушел со сцены, а реализует себя во все новых и новых проектах. В Италии, например, была создана профессиональная шоссейная велосипедная команда Tinkoff Credit Systems, а просторы финансового рынка России уже больше пяти лет бороздит коммерческий банк «Тинькофф Кредитные Системы». Не перестаешь удивляться тому, в насколько разных сферах человек может легко создавать бренды мирового уровня и отлаживать механизмы бизнес-системы.
В-третьих, каждому третьему дельцу России просто любопытно прочитать автобиографию человека, когда-то проведшего за нос Админимстрацию г.Санкт-Петербурга и обманным путем увековечившего своим именем безымянный переулок в культурной столице России. Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 7 июля 2003 года № 1654-ра безымянному проезду от Саперной улицы до тупика в г. Пушкине было присвоено наименование — Тиньков переулок. До этого к Санкт-Петербургской межведомственной комиссии по наименованиям обратились представители пивоваренного завода «Тинькофф» с предложением о присвоении улице имени семьи потомственных пивоваров. На заседании комиссии была представлена копия страницы словаря Брокгауза и Ефрона, на которой сообщалось о Порфирии Тинькове, поставлявшем пиво императорскому двору с 1759 года. Позднее выяснилось, что пивовара Тинькова не существовало, а копия страницы из Брокгауза — подделка. Более того, Тиньков признал факт вымысла в 2005 году в интервью деловому еженедельнику «Компания»: «Маркетинг — это всегда такое дело, что без сочинительства не обойдешься. Не было такого поставщика. Эту историю мы придумали для американского рынка. В России мы эту легенду не эксплуатируем. А американцам такие истории нравятся».
История показывает: достаточно использовать чувство юмора и немного фантазии, вымысла, чтобы стать создателем бренда, известного в России и за рубежом. Тинькова можно назвать мастером по созданию брендов. Причем, свои собственные бренды он не бережет — он отпускает их, чтобы создавать новые, в то время как созданные ранее уже живут своей собственной жизнью.
Но все-таки эта книга не о брендах. Эта книга о человеке, проведшем за нос само время.
«Нам, родившимся в конце 1960-х или начале 1970-х годов, очень повезло, — пишет во вступлении автор. — Мы попали в переломное время — водораздел между социализмом и капитализмом. Через свою биографию я хочу описать этот драматический период истории нашей страны. Книга не имеет поучительного характера, а если кто-то посчитает её таковой, он будет заблуждаться. Я не преследовал такой цели.
Но имеющий уши да услышит. Если я кому-то помогу своим опытом, буду счастлив. Умный человек всегда учится на чужих ошибках, находит в жизни других что-то интересное. Пожалуйста, учитесь, находите ответы на свои вопросы. Но, повторю, это… просто описание моей жизни.»
Поучиться опыту у Олега Тинькова можно, обратившись в отдел фондов и обслуживания библиотеки им.Белинского:
Тиньков О. Я такой как все, — М. : Издательство «Эксмо» 2010 г. — 384 стр.
Б 2312136-КХ
Метки: Бизнес-литература, Деловой бестселлер, Маркетинг, Мемуары