Форум «Культурный Альянс»


На выставке «Родина» в Музее современного искусства PERMM:
Татьяна Антошина. «Голубые города». 2011
Сергей Калинин, Фарид Богданов. «Заседание Федерального Собрания». 2003-2004

Два дня я провела в Перми на форуме «Культурный Альянс» и учредительной конференции Национальной ассоциации продюсеров и кураторов.
Прошло больше года с путешествия на фестиваль «Живая Пермь», в этот раз не было суматошной беготни по выставкам и концертам, долгих прогулок и пирожков в закусочных. Заседали не торопясь, и впервые город показался отменно хорош. Снег, небо, Кама, простор, спокойствие. Впрочем, из окна автомобиля, что всегда поджидает у двери, возможно, любой город будет прекрасен.

Привечая участников, губернатор Пермского края Олег Чиркунов показал изданную накануне свою брошюру «У города должна быть мечта» и говорил, как важно, чтобы люди были уверены, что они живут в хорошем городе и что он сделан их руками. Во взгляде со стороны возможен зазор между реалиями и восприятием (мне нравится пример Нарьян-Мара), но изнутри должна быть убежденность в своем выборе (вот как в книгах Мейла, о которых недавно в этом блоге шла речь). Вроде бы слова о модернизации и счастье привычные, но язык, на котором говорят, — почему-то необычен. Так что дело даже не в идеях, а в стиле управления.

На практическом уровне речь идет об объединении провинциальных городов ради культурного сотрудничества. Екатеринбург в Альянс официально не входит, но живущие в городе художники, музыканты и кураторы с пермскими институциями сотрудничают. Инициировав этот процесс, в Перми хотят привлечь творческую энергию из разных мест для создания фестиваля «Живая Пермь» и налаживания связей между художниками, писателями, театрами, музыкантами, кураторами из разных городов. Кураторы и продюсеры хотят расширения географии своей работы. Но, вероятно, и денег и энергий в пределах своей собственной географии (уж очень обольстительно Пермь выглядит). «Культурный Альянс» не культурный «Макдональдс», — резонно сказали организаторы форума, одновременно лишний раз подчеркнув курс на Пермь и характер курса («это не должно быть масштабным переселением Кировской области в Пермский край»). Пермский край хотел бы не деньгами и проектами делиться, а транслировать свой опыт иного управления и политики в области культуры на другие регионы страны.


На выставке «Родина» в Музее современного искусства PERMM:
Хаим Сокол. «Флаг». 2010-2011
Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева. «2007». 2007

На секции «Современная культура» (модераторы — Николай Новичков, Марат Гельман) разговор строился вокруг проблемы «Культурная политика и народ: как быть вместе?» Как благие идеи менять жизнь города к лучшему через культурные инициативы сделать важными для тех, кто после работы торопится домой, к детям, смотрит вечерами телевизор, знать ничего о современной культуре не хочет и готов оценить, как кажется, только рост своей зарплаты, а отнюдь не стихи Андрея Родионова или картины Валерия Кошлякова.
Образовывать публику? Или придумывать, как быть ей интересным?


На выставке «Родина» в Музее современного искусства PERMM:
Валерий Кошляков. «Владимир Маяковский». 2011

Марат Гельман сыпал аксиомами: «в искусстве маркетинг не работает, надо просто делать максимально амбициозно», «за аудиторией надо идти, но не до конца», «насколько мы готовы коммерциализировать наш продукт, чтобы публика пошла? энтузиазм здесь лишний».
Ему вторил Николай Новичков (министр культуры края): «важно вытащить себя из ситуации нищего в ситуацию деятельности», «любая репродукция — это шаг в сторону, надо знакомить человека с натуральным продуктом» (о печатании репродукций картин на футболках, и, можно продолжить, о виртуальных выставках и т. п.), «самая умная власть жизнью не насытит, именно люди собственно что-то делают», «первичны люди, вторична власть» и т. д.

Воодушевляюще, как и ставка на актуальность культурных традиций. Это значит, что на музеи и библиотеки смотрят как на институты и места, в которых должна кипеть жизнь.


Жанна Кадырова. Яблоко. 2010
Скульптура перед зданием Пермской краевой библиотеки

Во время форума был озвучен проект изменений в Пермской краевой библиотеке: высвобождая там некоторые пространства, предполагается в будущем году устроить на территории библиотеки Центр научного сотрудничества. Это и конференц-зал, и комнаты для занятий ученых, и выстраивание определенной инфраструктуры обслуживания научных конференций и публичных лекций. В основе лежит идея, что библиотека открыта городу, что от научных конференций польза должна быть не только конкретному университету, ученому, но и городу. Мне очень близка такая идея для Белинки, всегда и везде готова говорить, что библиотека — для всех, а университет — для университетского сообщества. Не малую роль играют и местоположение, и незамкнутость на интересы своей институции.

Еще из интересного — представление в новооткрытой Пермской арт-резиденции инсталляции Алексея Каллимы (моя мечта, чтобы его роспись появилась внутри Белинки, только крепнет) и открытие выставки «Родина» в Музее PERMM.


На выставке «Родина» в Музее современного искусства PERMM:
Сергей Колесников. «Медведев». «Путин». 2011
Николай Полисский. «Снеговики». 2001

О выставке, впрочем, хочется написать подробнее.

Метки:

8 комментариев к заметке 'Форум «Культурный Альянс»'

  1. Ксения пишет,

    14 ноября, 2011 в 11:35

    Интересный репортаж! Спасибо, Марина.
    Идея с конференциями в нашей библиотеке была, но развития и поддержки почему-то не получила.
    Будем надеяться, Пермь покажет достойный пример для подражания )

  2. Marina пишет,

    14 ноября, 2011 в 14:01

    Я, кстати, в разговоре об этом проекте с его будущим руководителем Дмитрием Шишкиным вспомнила еще одну нашу идею: совместить отдел периодики и кафе. Она вызывает восторг у всех, с кем говорю, но возможна ли у нас, так и неясно.)))

  3. Ксения пишет,

    14 ноября, 2011 в 14:43

    Кафе при библиотеке — прекрасная идея.
    Но совмещение с каким-то конкретным отделом… Это же противоречит всем правилам хранения : ) Журналы и книжки, пропахшие кухней — аппетита к чтению вряд ли прибавят).
    Но вообще, конечно, кафе в Белинке (или рядом, совмещенное с ней) было бы очень кстати. Такое настоящее, уютное, хорошее кафе. Куда хотелось бы заходить в каждое посещение библиотеки, и даже чаще). Там же можно было бы проводить какие-то библиотечные мероприятия. Встречи с авторами в неформальной атмосфере. Проекты типа *txt и подобных.
    В Филармонии и Музее истории Екатеринбурга схожие идеи реализованы, вроде бы, неплохо).

  4. Marina пишет,

    14 ноября, 2011 в 15:25

    Идее литературного кафе в библиотеке — много лет. Речь же шла о том, чтобы нынешний зал электронных каталогов (в новом здании на 1 этаже) превратить в кафе, в котором бы выдавались новинки периодики. Как в австрийских, немецких кафе. А соседний зал «дооборудовать» и превратить в лекционно-киношный. Планировка этих пространств такова, что эти залы могли бы работать дольше, чем вся библиотека. Мечтам числа нет, бездне дна.

    В Тюменской библиотеке, например, кафе расположено в холле и в зоне wi-fi, тогда как в большинстве библиотек — это скорее кафетерии и столовые сугубо для еды, а не для посиделок и разговоров. Впрочем, в той же Тюмени зал периодики — на самом верху, а в Перми мне сказали, что конференц-пространство высвобождается на месте отдела периодики (не проверяла!), так как периодика не очень востребована. Что думать?

  5. Ксения пишет,

    14 ноября, 2011 в 18:54

    Продолжая мечтать:
    Ну да, и сделать в него второй, отдельный вход с улицы…
    Вот только в ‘этой воображаемой идее сочетания кафе и прессы, меня беспокоят видения кофейных пятен на обложках и хлебных крошек меж страниц… : )

    В Тюменской библиотеке такие площади, что место там может высвобождаться где угодно и под что угодно : )

  6. Татьяна пишет,

    17 ноября, 2011 в 10:58

    Марина, задели за живое! Как так периодика не очень востребована? Интересно узнать их статистику. Можно подробности?
    Пресс-кафе на самом деле обсуждался уже на уровне руководства. Идею поддерживают. Марина, дело за нами с вами. От нас ждут проект.
    Проблема с пятнами кофе и крошками меня тоже беспокоит. Наверное, надо так организовать место для чтения и приема пищи, чтобы проблемы не было.

  7. Marina пишет,

    17 ноября, 2011 в 18:45

    Татьяна, поскольку это была небиблиотечная конференция, со статистикой не знакомили. Более того, это было мнение (попытка объяснить происходящее) человека со стороны, которого зовут возглавить новый проект.
    Что до пятен и крошек, то, хочется надеяться, большинство наших читателей — люди в здравом уме. Недавно заглянула в кабинет девушка, попросила ножницы. Даем ножницы:
    — Что, будете из книжек картинки вырезать?
    Она очень смутилась.
    Это я к тому, что библиотека не ясельки, и для ее читателей чтение — не странички из книжки вырывать или смотреть, что будет, если газету утопить в тарелке супа.

  8. Ксения пишет,

    18 ноября, 2011 в 11:37

    С крошками и пятнами — дело не в уме, и не в намерениях. А в обыкновенной случайности. И вероятность этой случайности, естественно, будет выше в случае совмещения чтения и чаепития. Без всякого злого умысла со стороны читателя. Это просто нужно учесть.