О выставке Вальтера Розенблюма
Настали времена, когда перечитывание «Войны и мира» и даже «Пармской обители», «Маркизы д’О» и сочинения Тарле о Наполеоне или ежедневные прогулки по Военной галерее Эрмитажа превращаются в служебный долг работника библиотеки, музея, школы — на рабочем месте за зарплату. Уже осенью вышел специальный номер журнала «Веси» со статьями об уральцах в Отечественной войне 1812 года (№8 за 2011 год), а Областная библиотека для детей и юношества предложила читателям конкурсы и посвятила делам тех дней Фестиваль неПрочитанных книг. В Екатеринбургском музее изобразительных искусств можно посмотреть выставку «Вам не видать таких сражений!..». 26 января Музей истории Екатеринбурга представит выставку «20 лет на полях Бородино» — костюмы и атрибутику из коллекции военно-исторического клуба «Горный щит» . И заодно кинотеатры начнут показывать фильм «Ржевский против Наполеона» — тут мой словарный запас сжимается до «что-то с чем-то».
Вообще-то рассказать я хотела о другом совсем — о выставке «Уолтер Розенблюм: послание от всего сердца» в музее изобразительных искусств, которую наконец-то посмотрела. Но по пути домой нагляделась на афиши «кино» про Ржевского, в автобусе попутчики обсуждали фильм «Елки-2» и т. п., и размышления о Розенблюме «зарифмовались» с сожалениями о старом добром кино.
Некоторые снимки Розенблюма показывались года полтора назад на выставке о Нью-Йорке в Фотографическом музее. Лично для меня нынешняя выставка лишь усилила чувство, что трава когда-то была зеленее. Даже понимая, что, например, имеешь дело с непритязательной экранизацией мужских анекдотов, с недоумением смотришь трейлер выше помянутого фильма, да и по сторонам смотришь: куда делось чувство человеческого достоинства, априори когда-то культуре, как думалось, присущее? Где те строгие учительницы, что без чулок в школу не пускали? Почему стыдно ходить в дырявой, но чистой и своей кофте, а нестыдно — в куче одноразовых платьев, купленных в долг? Розенблюм снимал в те времена, когда можно было жить чуть ли не на один доллар. Его серия о Гаити показывает пусть бедных, но как-то внутренне в себе уверенных, цельных людей… Все мужчины ходили в костюмах и шляпах… Были среди них трусы и убийцы, конечно, но… Я не склонна преувеличивать и человеческие качества героев войны 1812 года… Но и за собой замечаю, что с легкостью могу рассказывать вслух анекдоты из своей жизни, что истории про то, как с тебя на свадьбе во время веселых плясок чуть не спало платье, рассказываешь с большей легкостью, чем те, где ты серьезен и по-настоящему хорош.
Ну а Вальтер Розенблюм создавал фоторепортажи о людях, анекдоты о которых умерли вместе с ними и были тайной для своих, для нашептывания на ушко. Дело, конечно, не во времени, в котором он жил: его современниками были и Генри Миллер, и Энди Уорхол. Просто он имел особую чувствительность к миру. Из-за чего выставку и советую.
Работает она до 19 февраля.