Грэй Д. Дети — с небес
г.Екатеринбург, Библиотека им. В.Г.Белинского
На разработку методов позитивного воспитания у автора мирового бестселлера «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» ушло более тридцати лет. На протяжении 16 лет писатель и известный психолог консультировал взрослых, которые страдали от проблем в личной жизни и во взаимоотношениях с окружающими, и выяснил, какие из примененных к ним в детстве методов привели к негативным последствиям в будущем этих людей. Когда у Джона Грэя появились собственные дети, он разработал и применил на практике иные, новые методы воспитания. На это потребовалось 14 лет. В дальнейшем они и легли в основу его книги «Дети — с небес».
В прошлом детей контролировали при помощи давления, страха и чувства вины. Послушание ребенка достигалось посредством страха ребенка потерять любовь и благосклонность родителей. Фактически это приводило к сильнейшему подавлению воли, либо, напротив, к жутким капризам, которые, по сути, и являются проявлениями той самой воли. Непослушного ребенка нередко называли своевольным. Но с точки зрения гуманного и эффективного воспитания, по убеждению Дж.Грэя, основой для развития в ребенке духа сотрудничества, уверенности в себе и отзывчивости служит именно воспитание сильной воли. Писатель уверен — у ребенка со сломленной волей потенциал к сотрудничеству развивается очень слабо или не развивается вовсе.
Другой аргумент в пользу замены системы воспитания, основанной на угрозе и наказании, — время, в которое мы живем. Сегодня дети не такие, как прежде. Они стали гораздо искушеннее и разумнее своих сверстников в предыдущих поколениях. Все в более раннем возрасте они начинают отвергать ценности взрослых и восставать против родительского контроля. Они понимают, когда родители ведут себя нечестно и оскорбительно, и не склонны терпеть это, не склонны мириться с угрозой наказания. Угроза наказания только настраивает современных детей против родителей и побуждает их к бунту. В результате мы сталкиваемся еще с одной проблемой — проблемой прерывания каналов общения между родителями и детьми.
Другая сторона медали — когда родители понимают, что методы, основанные на наказании, не работают, и воздерживаются от наказаний, не применяя никаких других методов. Это приводит к потере контроля и детской вседозволенности, в результате чего дети начинают манипулировать взрослыми. Чтобы сохранять спокойствие, добродушие и уважение, родителям нужно знать, что следует делать, когда ребенок выходит из-под контроля. В книге «Дети — с небес» подробно излагается, что делать в той или иной ситуации.
Первые восемь глав описывают методы позитивного воспитания, направленные на то, чтобы улучшить общение с детьми, углубить сотрудничество с ними и побудить их к наиболее полному проявлению своих способностей. В последних шести главах вы научитесь доносить до них пять важнейших принципов, которые должен слышать и понимать каждый ребенок.
1. Отличаться от других — нормально.
2. Совершать ошибки — нормально.
3. Проявлять негативные эмоции —нормально.
4. Хотеть большего — нормально.
5. Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные.
Правильное воплощение этих принципов в жизнь должно развить в ребенке ряд качеств, необходимых для достижения успеха в жизни: умение прощать других и себя, умение делиться, умение дожидаться осуществления своих желаний, чувство собственного достоинства, терпение, упорство, уважение к окружающим и к себе, дух сотрудничества, отзывчивость, уверенность в своих силах, способность быть счастливым.
Самое главное, о чем просит не забывать автор, — то, что все дети в самом деле пришли с небес. Все они рождаются невинными и добрыми. В них уже заложено все необходимое для роста, и родители должны всячески способствовать этому процессу. Именно родители ответственны за то, чтобы оказать им мудрую поддержку в развитии их человеческих качеств.
Книга посвящается всем родителям.
Грэй Д., Дети — с небес. Москва : София , 2010 — 381 с.
С 2318680-КХ
Приобрести книгу можно здесь
Ознакомиться с текстом книги можно здесь
Метки: Воспитание детей, Детская психология, психология