Сигел Д. Д. Воспитание с умом.
г.Екатеринбург, Библиотека им. В.Г.Белинского
За долгие годы работы специалиста в области детской и возрастной психологии Д. Дж. Сигела и эксперта по воспитанию Т. П. Брайсона, им пришлось пообщаться со многими родителями. Анализируя взаимоотношения детей и родителей, эксперты пришли к выводу, что все родители в период воспитательной активности в большинстве своём ставят для себя две основные цели — выжить в трудные моменты своих родительских будней и научить детей процветать.
Каждому второму родителю наверняка знакомы ситуации, когда ребенок закатил истерику в магазине, испортил новую одежду, обидел сверстника, серьёзно подрался, прогулял урок или не хочет стараться в учебе и в очередной раз принес двойку. Все это и есть те самые трудные моменты, в которые родители пытаются выжить. Но авторы спешат успокоить родителей — моменты, когда мы просто пытаемся выжить, в действительности открывают возможности способствовать процветанию наших детей.
«Когда ваш ребенок ведет себя неуважительно и огрызается, когда вас вызывают к директору, когда вы обнаруживаете, что вся стена в квартире разрисована мелом – это все моменты «выживания», никаких сомнений. Но в то же самое время они предоставляют возможности – даже подарки – для вас, поскольку моменты, требующие выжить, также служат моментами движения к процветанию, когда происходит важная, значительная работа по воспитанию ребенка,» — убеждены авторы.
Специалисты считают, что все ситуации общения между родителями и детьми – стрессовые и гневные, удивительные и приятные, – можно использовать для того, чтобы помочь ребенку стать более ответственным, воспитанным, успешным человеком. Поэтому данная книга посвящена использованию повседневных ситуаций для помощи родителям в раскрытии истинного потенциала их детей.
Методология авторов основывается на базовых фактах, касающихся мозга ребенка, разъясняется концепция «интеграция мозга».
Глава 1 — излагается идея воспитания детей с постоянным вниманием к потребностям их мозга, а также описывается понятие интеграции, на котором основан данный подход к воспитанию.
Глава 2 — фокусируется на том, как помочь левому и правому полушариям детского мозга работать согласованно, чтобы ребенок имел адекватную связь между своим логическим и эмоциональным «я».
Глава 3 — отслеживание связи между инстинктивным «нижним этажом» мозга и более вдумчивым «верхним этажом», отвечающим за принятие решений, личностное осознание, сопереживание и нравственность.
Глава 4 — рассказывает о том, как можно в мягкой форме помочь ребенку справиться с болезненными воспоминаниями прошлого, проливая свет на их происхождение.
Глава 5 — о том, как научить детей делать паузу, чтобы успокоиться и осмыслить собственное психическое состояние, а значит брать под контроль собственные чувства и реакции на окружающий мир.
Глава 6 — рассказывает, как донести до ребенка понимание той истины, что счастье и удовлетворенность собой произрастают из прочных связей с другими людьми при неизменном сохранении собственной уникальности.
Книга посвящена периоду от рождения до двенадцати лет, и хотя сделан акцент на детей ясельного возраста, начальной школы и раннего подросткового возраста, методы книги можно применять и к более старшему, подростково-юношескому возрасту.
Одна из основных целей книги – обеспечить родителей конкретными инструментами, позволяющими облегчить родительскую роль и улучшить отношения с детьми. В каждой главе присутствует раздел «Что можно предпринять», где авторы предоставляют практические рекомендации и примеры применения соответствующих научных концепций.
В своей книге авторы предлагают родителям взглянуть на свою роль совершенно с иной стороны. Вместо того чтобы пытаться укрыть своих детей от неизбежных трудностей жизни, эксперты советуют помочь им интегрировать этот опыт переживаний в свое миропонимание и усвоить его уроки. Регулярно обеспечивая своим детям опыт переживаний, который развивает весь их мозг, родители смогут с большим пониманием подходить к вопросам обучения своих детей, пониманием, как реагировать на их поведение и почему. Применение идей интеграции поможет родителям лучше узнать своих детей и эффективнее реагировать на кризисные ситуации. И тогда, наконец, можно будет не просто ежедневно выживать, а действительно радоваться жизни и общению со своими детьми.
Книга предназначена для родителей, бабушек и дедушек, учителей и воспитателей, а также для всех, кто так или иначе занимается обучением и воспитанием детей.