“Студенческое” право

Повод: анонсировать молодой ресурс, который является электронной библиотекой образовательных изданий.

Помните ЦБОР? Это было совсем недавно, в 2004 -2005 году. На радость студентам более 13 тыс.  учебников. Ресурс был Очень востребован и преподавателями, и учащимися. На нашем сайте ссылка на этот ресурс висит до сих пор, в надежде, что он заработает, хотя было сразу понятно, что «технические причины», по которым ресурс закрылся, были вовсе не технические, а правовые. Жаль… Это я как мама студентки говорю.

Новая электронная библиотека IQlib с учебными материалами (книги и др.) создана, по словам авторов, с соблюдением всех авторских и прочих прав. И содержит пока около 3 тыс. изданий: учебные, научные и учебно-методические пособия. Команда активно работает с авторами и издателями, но набрать 13 тысяч, наверное, получится не скоро.

Так вот по поводу авторского права. На мой абсолютно дилетантский взгляд, образование — это с одной стороны учитель (плюс автор учебника), с другой стороны ученик (студент). Но нам приходится всегда помнить и про Издателя. Мне думается, что как-то должно различаться авторское право на коммерческую и образовательную литературу. Может быть, все-таки, посмотрим на западное законодательство и введем нечто подобное правилу «Fair Use»?…

Метки: , ,

Электронные ресурсы в тестовом доступе (май-июнь)

Приходите скорей! Доступ к ресурсам бесплатный. Отдел литературы на иностранных языках и Интернет-центр.

Для читателей Белинки доступны справочные ресурсы:
До 15 июняOxford Reference Online (словари, энциклопедии, иллюстрации, карты, биографические статьи)
До 19 июня — The New Palgrave Dictionary on Economics Online (самый крупный словарь по экономике, не имеющий аналогов на мировом рынке. Кроме экономистов ресурс может быть рекомендован социологам, юристам, политологам и бизнесменам)
До 30 июняStatesman’s YearBook Online (Ежегодник государственного деятеля, включающий информацию о различных странах и мировых событиях)

С 30 мая ожидается доступ на 2 месяца к Bentham Science Publishers (89 журналов по фармацевтике и биомедицине)

Метки: ,

  • Комментарии к записи Электронные ресурсы в тестовом доступе (май-июнь) отключены

Фестиваль фантастики “Аэлита”

В Екатеринбурге проходит XXV фестиваль фантастики «Аэлита».
22 мая в Уральском государственном университете открылась выставка «Небесные водолазы» Леонида Тишкова, была представлена его книга «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта», выпущенная издательством «Гаятри» в 2007 году и попавшая в «длинный список» премии «Большая книга» этого года; и состоялся круглый стол «Будущее как проект: образы, проблемы, технологии».

Читать, чтобы выжить

На днях мне резко возразили по поводу этой формулировки. Читают не для выживания, а для удовольствия. Можно выжить, ничего не читая. Я и не спорю — можно, легко. (Чисто для удовольствия процитирую Кирилла Кобрина«Если не читать, зачем жить?» — но нисколько не сомневаюсь, что это эстетское преувеличение).  Просто этот же человек немного раньше очень убедительно объяснял, почему девушка, неудачно влюбившись, должна начать читать Цветаеву или Ахматову.

Метки: ,

В тихом омуте школьной библиотеки

О школьных библиотеках у меня остались приятные воспоминания: там выдавали книги. Так и жила я в уверенности, что дело школьного библиотекаря — добывать книги для школьников и учителей. Ан нет.
На совести школьного библиотекаря и сказкотерапия, и библиотечные уроки, и преподавание основ информационных технологий, и уроки сочинения стихов. Во второй день конференции в секции «Профессиональное библиотечное творчество» библиотекари рассказывали о своих проектах продвижения чтения, и лучшие из этих проектов — работа некоторых школьных библиотекарей.

Любовь Валерьевна Смольникова, заведующая библиотекой средней школы № 47 поселка Свободный (Свердловская область), представила проект «Одна книга на всю школу». Основной принцип проекта — создание тотального пространства книжной культуры. Куда школьник не пойдет в своей школе, чем не займется — все напоминает о книгах. Возможно это при согласованной работе и учителей с библиотекарем, и самих школьников.

  • Читать дальше Комментарии к записи В тихом омуте школьной библиотеки отключены

Брать быка за рога. Библиотекарь сегодня

Снова о конференции.
В докладе «Письма из будущего»: итоги исследования профессионального менталитета библиотекарей» Антонины Ивановны Водатурской и Елены Сергеевны Воробьёвой рассказывалось об остроумном опросе библиотекарей Свердловской области: основным сюжетом стало, какими библиотекари видят библиотеки в 2023 году и свой вклад в библиотечное дело. Подробные результаты исследования можно будет узнать из их публикации. Важное в этом докладе? Исследователи говорили об избыточном оптимизме библиотекарей в оценках своей деятельности: будущее ими видится радужно, как удобный электронный рай, но при этом неясно, а что для этого рая сделают сами библиотекари. А чего стоит постоянный хвостик из реплики «и все-таки книга не уйдет», когда проговариваемый образ сельской библиотеки 2023 — информационный киоск с компьютером и не более?

И вот Екатерина Александровна Ефимова представила в своем сообщении списки разных требований к библиотекарю. Маргарита уже давала ссылку на блог Екатерины, в котором списки были представлены. Когда я первый раз прочитала эти требования: библиотекарь должен уметь играть в компьютерные игры, загружать подкасты и прочее — то решила, что навыки эти недостаточны и, более того, необязательны. Тем более, в России, где пользователями возможностей сети Интернет является меньшая часть населения, хотя во многих библиотеках уже есть подключение к сети.
Теперь я думаю — библиотеки могли бы не отдавать коммерческим компаниям полную власть над текстами в сети Интернет, более того — многие принципы сети — порождение именно традиционной, сформированной в том числе библиотеками, книжной культуры. Библиотекарь больше как инженер, а не как психолог — разве не это делает профессию профессией?

Послать все к черту. Библиотекарь сегодня

Сегодня был первый день работы конференции «Современный библиотекарь: профессионализм и личность». Я побывала на пленарной сессии и секции «Я-концепция» современного библиотечного специалиста: реальность и ожидания» и расскажу о нескольких ключевых, на мой взгляд, докладах, пока их не комментируя.

Требования к профессиональной компетенции библиотекаря формируются в кругу идей о будущем библиотек. На секции «Профессиональная компетентность библиотечного специалиста: составляющие и приоритеты» был даже сформулирован вопрос: кому кроме библиотекарей интересен образ библиотеки будущего? И более того — а кому из библиотекарей он интересен?
Радужное прошлое уже не определяет современную репутацию библиотек и библиотекарей. Много раз сегодня говорилось о благородстве профессии, но и о том, что просветительская миссия библиотек сегодня не востребована и не может быть востребована, как в веке девятнадцатом.

Подарки и рекламные сувениры для библиотеки

Вчера посмотрела в «Уралэкспоцентре» выставку «Мир рекламы», в том числе стенды с сувенирной продукцией. В качестве рекламных сувениров и праздничных подарков партнерам и коллегам используют огромное количество вещей. Логотип фирмы нанесут на тапочки, непромокаемое складное тканевое ведерко для ягод или тостер. Можно заказать головоломку с поэтическими текстами или ластик с портретом Белинского.
А есть ли у библиотек необходимость готовить к новому году подарки партнерам (и кому: учредителям, избранным читателям, любимым писателям, коллегам из других библиотек, благотворителям?), как это делают банки или авиакомпании? И какими подарки должны быть? Что приятней и по-библиотечному полезней: хорошая книга, спрессованное в виде книги полотенце, свеча в картонной коробке или фирменный календарь? И обязательно ли мучить вещь и одариваемого логотипом?
Есть еще сувениры, которые можно было бы продавать: значки, закладки, шоколадки. Может, кто знает, есть ли у российских библиотек опыт такой сувенирной торговли?

Какой он — современный библиотекарь?

15-16 мая в Белинке пройдет межрегиональная научно-практическая конференция «Современный библиотекарь: профессионализм и личность« (уже ставшая традиционной майская встреча библиотечных специалистов).
Катерина и читатели блога «Мышь библиотечная» обсуждают тему «библиотекаря нового поколения» (продолжение) — присоединяйтесь!

Метки: ,

Вид из окна

Сегодня цветут яблони. У школьников — последний звонок.
Вчера играла с второклассником в настольный теннис, и он рассказывал об учителях, что только и разрешают на переменах или читать книжки, или катать по партам машинки, от соседа к соседу. Ни бегать, ни прыгать. Наверное, у школьников любимым занятием на уроках остается — смотреть в окно. Но и мы нет-нет да посматриваем, что там в мире творится и как там хорошо и весело — за окном.
На днях читала роман «Амалия» Сюльви Кекконен, написанный в 1958, в переводе В. Богачева: «Однажды Амалия, стараясь угодить матери и смягчить суровое выражение ее лица, пела песнь Акрепиуса о муках ада, и отец сказал тогда: «Пой, Амалия, если песнопения тебе по душе, но только не пой про ад, иначе ты и эту жизнь превратишь в ад! Лучше посмотри в окно».
Амалия посмотрела. Во дворе цвела черемуха. А по лужайке прыгали ягнята. Замечание отца было так неожиданно, что Амалия навсегда запомнила это лето – лето своего детства: цветущую черемуху и ягнят возле старой, ослабевшей овцы».

Кекконен, С. Амалия / Сюльви Кекконен // Современная финская повесть : сборник / сост. Л. Виролайнен ; справки об авторах А. Хурмеваара ; перевод с финского ; худож. М. Новиков. – Л. : Художественная литература, 1976. – С. 11. (1652607-КХ)

Следующая страница »