Барбери М. «Элегантность ежика»

Книга Мюриель Барбери «Элегантность ежика» находится в списке европейских бестселлеров уже три года. С французского она была переведена на несколько основных европейских языков (в том числе и на русский), в прошлом году роман экранизировали. «Элегантность ежика» — второе произведение талантливого автора, всего за несколько месяцев покорившее Россию.

Метки: ,

  • Читать дальше Комментарии к записи Барбери М. «Элегантность ежика» отключены

Каку М. Физика невозможного

Всего 150 лет назад многое из того, что представляется нам сегодня естественным и даже обыденным, ученые объявляли «невозможным». Лорд Кельвин уверенно заявлял, что летательные аппараты «тяжелее воздуха», и самолеты «никогда не взлетят». Он считал рентгеновские лучи обманом и был уверен, что у радио нет будущего. Лорд Резерфорд, открывший атомное ядро, отрицал возможность создания атомной бомбы и сравнивал любые попытки такого рода с «погоней за солнечным зайчиком».  Сам Энштейн в 1939 г. написал статью, в которой «доказал», что черные дыры не могут возникнуть в естественных условиях. Но космический телескоп имени Хаббла и рентгеновский телескоп «Чандра» успели уже обнаружить в космосе тысячи черных дыр. Стоит ли говорить о том, что телевидение, компьютеры и Интернет казались чем-то фантастическим на рубеже XIX и XX вв.?

Метки: , ,

Власть критики

Не так давно в Петербурге завершился фестиваль «Бум комиксов» (в Белинке однажды гостила выставка с первого фестиваля).
В этом году я смогла побывать только на фестивальных выставках в Музее Анны Ахматовой. И именно там увидела историю Франсуа Айроля:


© Francois Ayroles «Les Lecteurs», L’association

У него вообще много таких историй про смех, книги — и про стойкость ума, умение не бояться не смеяться и не смешить.
Я все пытаюсь подвести письменно итоги дискуссии «Власть критики», которая состоялась 8 октября, во время Книжного фестиваля, на выставке «Ударники мобильных образов». Разговор шел о том, как и зачем пишут свои тексты екатеринбургские критики.
История Айроля напомнила отправную точку разговора и стала для меня главным ответом (пусть сам художник в разговоре участия не принимал) — надо не бояться делать, писать, читать или не прочесть ничего.

Гостями беседы были Юлия Недосекова (руководитель и журналист портала «КультурМультур», сообщающего о культурной жизни города, не только о событиях, но и о том, как живут люди, создающие культурный продукт), Сергей Беляков (заместитель гл. редактора журнала «Урал», публикующийся также в «Частном корреспонденте», на портале «КультурМультур» и в других бумажных и сетевых изданиях как критик и публицист), Яков Можаев (помимо прочего — ресторанный критик, ведущий колонки на портале е1).
Фотографии с места события можно посмотреть здесь.

Метки: ,

Холмс и другие-2

Начало

«Она сказала, что в детективах обычно убивают людей. Я ей ответил, что в «Собаке Баскервилей» погибли две собаки: сама собака Баскервилей и спаниель Джеймса Мортимера. Но Шивон ответила, что они не были жертвами…» «Загадочное ночное убийство собаки» вошло, между прочим, в десятку самых покупаемых книг десятилетия (по версии журнала Bookseller). Только этой небольшой повести Марка Хэддона и удалось втиснуться в компанию Дэна Брауна и Джоан Роулинг.

Холмс и другие-1

Всем хорош новый британский сериал, переносящий Холмса и Ватсона в современность. Никаких претензий ни к стремительному Шерлоку (Бенедикт Камбербэтч) в превосходном пальто, мгновенно выуживающему из Интернета все необходимые сведения, ни к растерянному прихрамывающему доктору (Мартин Фриман, кстати, играл застенчивого порноактера в «Реальной любви», помните?. Но я с удивлением обнаружила, что мое сердце уже отдано

Электронные выставки

На семинаре “Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры (опыт России)”, о котором я писала, Анна Сергеевна Степанова из РНБ рассказывала об электронных презентациях выставок и электронных выставках. Вот о втором я и хочу написать.
Электронной книжной выставкой стали называть представление связанного выставочным сюжетом набора книг в электронной среде, попросту и часто: набор фотографий обложек и аннотаций к изданиям в виде слайдов в программе Power Point. При этом очевидное сходство со старым добрым каталогом выставки как-то упускается из виду.
Я против такого легкомысленного использования слова выставка, и прежде всего потому, что само бытование «термина» электронная выставка в библиотечной среде размывает представления о ценности книги как объекта, не смещая при этом внимание на ценный текст.

Выставка — это помещение некоего определенного объекта в некое определенное пространство, но это еще и выстраивание определенного взаимодействия с объектом.
Борис Гройс в статье «Медиаискусство в музее»*, сравнивая просмотр фильма в кинотеатре и на выставке, не зря писал, что музей обеспечивает «непрерывную самоидентичность выставленных образов», а также — аналитическое восприятие зрителем образа. Музей превращает фильм в объект.
Не получается ли, что манипулируя слайдами с фотографиями обложек и страниц, показываемыми последовательно, можно превратить книгу в образ и только, можно лишь двигаться по пути кино? Но фильм о книгах — это не выставка.
Думается, о виртуальных выставках можно говорить применительно к экспозициям, организованным в неком имитационном пространстве: как о выставках в игре Second Life, например (не вижу принципиальной разницы между словами электронный и виртуальный, более того, виртуальная выставка — словосочетание, отражающее природу явления). Книга в пространстве как вещь, возможность листания книги, хотя бы гипотетическая, — разве не это особенности выставления книги? Выставка — не одно лишь предъявление вещи, не показ сам по себе.
Хотя в библиотечной среде могут быть свои подходы к словам, вирус любви к выставкам в мире библиотек стал так огромен, что какие-то образцы «выставок» вызывают уже даже не смех, а недоумение. Стенд с новинками, развернутыми обложками к покупателю, в книжном магазине — не выставка, а способ более выгодного и удобного размещения товаров.
Как только исчезают объект как объект, интерпретация объекта, свободное перемещение зрителя и прочие особенности выставки, но слово остается, мы начинаем обманывать сами себя.
Нет ничего плохого в создании все тех же каталогов, библиографических указателей и т. п. Не надо называть их выставками, даже если это звучит благороднее.
Одно дело — очаровывать, захватывать, другое — оценивать, осмыслять.

* Гройс Б. Медиаискусство в музее / Борис Гройс //Художественный журнал. — № 40 (октябрь 2001). — С. 13 – 14, 20, 19, 17. (В доступном мне экземпляре читать статью пришлось в таком вот порядке: сперва на 20, потом — на 17 странице).

  • Комментарии к записи Электронные выставки отключены

Янг. У.П. Хижина

«Мак с сомнением покачал головой.
— Я схожу с ума? Неужели я должен поверить, что Бог — это большая черная женщина с сомнительным чувством юмора?

Иисус засмеялся.

— Она разрушает стереотипы. С ней ты всегда можешь рассчитывать на пару неожиданных поворотов. Она обожает сюрпризы и, хотя ты, может быть, этого пока не заметил, обладает идеальным чувством времени».

Метки: , ,

Мультимедиапрезентации и видеофильмы в библиотеке

Библиотека им. Горького на Уралмаше с недавних пор создает видеопередачи о книгах и размещает их на YouTube. Книги выбирают интересные (вот стихи Юнны Мориц, например, — вообще с удовольствием слушала этот фильм), но, на мой вкус, визуальный язык и интонации — наивные, детские. То, что библиотеке так удается во время игры «По ту сторону книги» — играть! — в форме видео пока не завораживает.
В последнее время я вдруг ясно поняла, что не могу быть современным «аудиовизуальным» человеком и хочу еще и толстые книги читать и серьезные, «скучные» вещи слушать. Почему же в библиотечной среде кричат, что надо стать занимательнее для молодежи, для некого современного человека, который уже и не способен в течение часа слушать историю, если не видит скопированных из сети странных картинок?

Но вернусь к истории. О канале «Ангелы чтения», организованном на YouTube одной из лучших екатеринбургских библиотек, часто вспоминали на днях в Центральной городской публичной библиотеке им. В. В. Маяковского в Петербурге. Там 18-19 октября работал межрегиональный семинар «Продвижение книги и чтения средствами визуальной культуры (опыт России)».

Скороходов М.В. Убийство Сергея Есенина

Один из поэтов серебряного века Георгий Иванов точно отметил, что не только жизнь и творчество С.А.Есенина, но и его смерть стали событиями принципиально важными для всех русских людей. Отношение к Есенину стало важным фактором, определяющим отношение человека к России и к происходящим в стране событиям.

Мрачной тайной оставалась загадка смерти Есенина. Лишь во второй половине 1980-х гг. после немногих публикаций середины 1920-х гг. впервые заговорили во всеуслышание о насильственной смерти поэта. Авторы некоторых версий, прозвучавших в СМИ, сразу же становились людьми известными и узнаваемыми. Обилие версий и активность их создателей, а также возможность доступа к новым документам привели к необходимости

Метки: , , , ,

  • Читать дальше Комментарии к записи Скороходов М.В. Убийство Сергея Есенина отключены

Фестиваль о книгоиздании

Неделю как завершил работу III Екатеринбургский книжный фестиваль.
Прежде всего хочется сказать огромное спасибо всем гостям, согласившимся прийти и поговорить о своих книгах с публикой или провести мастер-классы. Четыре дня речь шла о производстве книг. Можно было нарисовать иллюстрации, переплести листы бумаги, понять, как и почему пишутся тексты и как они приходят к читателю.

В первый же день фестиваля было замечено, что сегодня производится именно книга. Книга становится чуть ли не жанром, мы говорим уже не о романе, поэме, повести, а о книге. Во время дискуссии о будущем электронных книг также прозвучали эти ключевые слова: «в жанре книги». Это уравнивает тех, кто пишет тексты и тех, кто создает сам объект.

6 октября была представлена странная книга — «Охота на Снарка». Ее автор — Лев Гутовский. Производство ее пока не завершено. Сама она будет походить на сундук с сокровищами: репринт первого издания поэмы Льюиса Кэрролла, репринт с оригиналов иллюстраций Леонида Тишкова для русского издания 1991 года, диск с музыкой самого Льва Гутовского и две книжицы комментариев к поэме и своему опыту прочтения — от Леонида Тишкова и Льва Гутовского — все это в архивной папке, сверху обтянутой ярким сатином, изнутри оклеенной обоями.


Иллюстрация Леонида Тишкова к «Охоте на Снарка»

Есть какое-то безумие стилей в этом прекрасном наборе самодостаточных элементов: иллюстрации и музыка не дополняют друг друга, художественное оформление первого издания «Охоты на Снарка» спорит с последующими опытами комментирования и визуализации. В книгу приходит игра. Хотя это ведь Кэрролл.

Говоря об электронных книгах (видеозапись дискуссии 7 октября, сделанную Костей Дубковым, смотрите здесь), вспоминали «Алису в стране чудес», и была сказана, на мой взгляд, важная вещь: текст, а не технологии все еще определяют форму книги, хотя восприятие текста зависит от материального носителя. В «бумажном» книжном мире было придумано такое количество ходов: разные типы конструкций и переплета книг, приемы оформления, верстки, — которые пока в электронном виде могут имитироваться с разной степенью успешности, но чаще — подменяться кино и видеоигрой. При этом в качестве примера поразительных успехов новых технологий приводят издание «Алисы в стране чудес». А как быть с «Преступлением и наказанием»? Как только читатель начнет рассматривать, как Раскольников машет топором, как капля за каплей кровь стекает с лезвия, когда он начнет слышать из книги душераздирающие крики, он из читателя романа превратится даже не в читателя комикса, а в зрителя «Убить Билла».

В какой-то момент я услышала, что электронные чернила — это уже прошлый век. Интересно, что идет на смену, тем более, когда слышишь голос библиотекарей: где эти прекрасные электронные книги? Например, для детей? Мы говорим об электронных книгах, но сами часто имеем дело только с текстами в электронной форме, взятыми из книг бумажных. Рассуждая о будущем, пытаемся представить, какими будут способы оплаты, работа библиотек, как скоро российские издательства обратят внимание на производство электронных книг и сформируется культура таких изданий. Но что в настоящем? Я читаю с экрана нетбука скопированный из сети в «Блокнот» текст триллера — сперва постарались те, кто издал бумажную книжку. Где те хорошие книги, которые родились и живут только в электронном теле?

Поэтому пока наша реальность — это проблемы «бумажного» книгоиздания. О проблемах региональных издательств говорили на круглом столе 7 октября. Сказали, что «регионального рынка книжной продукции, издаваемой в Свердловской области, нет», что «процесс книгоиздания в регионе не рыночен абсолютно», что государство диктует правила игры, но в Свердловской области оно книгами не интересуется. Важно, что издательства уже даже не просят субсидий, но они хотели бы, чтобы налоги делали издательский бизнес хотя бы рентабельным, чтобы государство давало деньги библиотекам, и те не выпрашивали книги, а покупали, чтобы общество поддерживало книжные магазины. Сейчас же каждый выживает, как может, и чаще всего выход — корпоративные и рекламные издания.

О корпоративных изданиях тоже поговорили.

О разных подходах: и когда книгу о заводе пытаются сделать интересной не только для заводчан, превращая ее в книгу краеведческую; и когда предприятие или музей хотело бы рассказать о себе правдивую историю, потому что она увлекательнее рекламного текста и помогает понять свои возможности; когда корпорации поддерживают тематические издания (например, Русская медная компания издает книгу не о себе, а о медном литье).

Впечатления о некоторых изданиях и встречах — в ближайшие дни.

Метки:

Следующая страница »